О чем будут говорить Лукашенко и Путин, сегодня не предполагает только ленивый. И всё это, конечно, «уровень предположений», потому что все союзные программы в публичном пространстве обсуждаются очень сухо. И более того, чаще всего подвергаются одному большому критическому замечанию: 30 лет с момента распада Советского Союза что-то общее обсуждают. И пока только… обсуждают. Но. Сейчас сменим тему, чтобы лучше понять суть.
Цена на газ у наших западных соседей с июля бьёт рекорды. В Литве газ подорожал на 38,5%, электричество – почти на 8%. Причина простая: партнёры по ЕС (Финляндия и Швеция) подняли цены. Помним, что ЕС – это союз, внутри которого есть определенные «скидки для своих». И когда они вдруг стали меньше, это отразилось на кошельке каждого потребителя. Литовцы, конечно, недовольны. И как бы союз (проверенный временем, с единой валютой) уже не такой и прекрасный. Многое меряется тем, сколько стоит «голубой огонек» у вас на кухне.
И вот на этом фоне понятно, насколько по-другому сейчас могут идти переговоры России и Беларуси, с учетом анонсированной союзной программы единого рынка газа, которая готова. Эта тема в отношениях наших стран – точка отсчета со времен распада Советского Союза, когда тогдашние руководители не позаботились о том, чтобы белорусы, например, вошли в состав совместных предприятий по нефтедобыче. Вообще, по словам экспертов, историков, уже сейчас разбирающихся в тех событиях, эту тему в «Вискулях» никто не поднимал. Сегодня всё иначе – и нынешним руководителям буквально приходится исправлять ошибки прежних управленцев.
Это первое в 28 программах. Локомотив – нефть, газ. И, похоже, он сейчас быстро поедет. От этого, конечно, стратегическое партнёрство улетит в космос, расстроив тех, кто в него не очень верил.
Это всё, конечно, активизирует тех, кому везде мерещится так называемый «русский мир». Уже классическая байка «Лукашенко едет в Москву сдавать Беларусь» – и никак не сдаст.
Ещё три важные темы союзных программ: оборона, налоги, таможня. В обороне сегодня самый яркий аргумент – Афганистан. Страна, на примере которой становится ясно, во что можно превратить небольшое государство, если его обороноспособность просто физически уступает тому, кто несет «демократию». И Беларусь в плане участия в ОДКБ, охраны за этот счёт в том числе своих границ, с привлечением при необходимости партнёров (общая безопасность) – вот эта программа в Союзном государстве не может в принципе критиковаться никак.
Таможня – «снятие барьеров и ограничений». Так официально звучат задачи внутри союза. И по факту лучше всех с проблемами знакомы логистические и транспортные компании. На этой «полянке» периодически возникают коммерческие игры, когда белорусов прижимают россияне, потому что мы дешевле и конкурентоспособнее. Россия большая – за всем не углядеть. А если будет упрощен порядок получения фитосанитарных сертификатов для наших поставщиков продуктов или снимется необходимость каждый год подтверждать страну-производителя товаров, если уйдет в небытие количество разрешений на международные перевозки для белорусов? Вот если всё это жестко заработает – вот вам и общий рынок во время пандемии, от которого белорусы должны сильно радоваться. Потому что Россия большая, много ест и много покупает.
Если обобщать, эксперты сходятся в одном: сам факт, что программы в основном обсуждаются в профильных министерствах, закрытых рабочих группах и не сильно афишируются, говорит о том, что партнёры настроены серьёзно открыть новый сезон в отношениях. Серьезнее, чем последние 20 лет. Насколько? Покажут завтрашние переговоры президентов.
Подписывайтесь на нас в Telegram