Общенациональное телевидение

Броня крепка

Читать на сайте ont.by

28 февраля 1616 года. Ровно 400 лет назад умер маршал и воевода Николай Христофор Радзивилл, прозванный ещё в детстве Сироткой. И пусть о его ратных подвигах известно немного, зато слава о его коллекции доспехов и оружия гремела по всей Европе.

Позднее обедневшие наследники распродали почти все ценности. Поэтому то, что происходило в пятницу в Несвижском замке, стоит отдельного подробного репортажа. Избранной публике, в числе которых был и наш обозреватель Александр Матяс, представили доспех, который 90 лет назад был продан с аукциона Christie's, и вот теперь вернулся на родину.

Образ Дон Кихота списан с этого господина в доспехах (см.видео – прим.ред.) – сказка, которая, впрочем, могла стать былью. Свой роман Сервантес завершил в 1615 году. То есть за год до смерти реального рыцаря по прозвищу Сиротка. И если Париж стоит мессы, то в Несвиже её достоин Николай Христофор Радзивилл.

О князе сегодня не только в молитвах. Это самое полное собрание похождений Сиротки (см.видео – прим.ред.). Первые 500 экземпляров на белорусском языке. Полтысячи страниц перевели с польского. В новой биографии Николая Христофора есть и мир, и война – настоящая, а не с ветряными мельницами.

Томаш Кемпа, доктор исторических наук (Польша): «Радзивилл Сиротка из тех, кого принято называть “человеком Ренессанса”. Он проявил себя на разных полях, в том числе и ратных. О чём, к сожалению, мало помнят. Скажем, со своих владений князь выставлял на защиту Отечества до тысячи солдат, больше, чем любой другой магнат».

Лично Сиротка участвовал в освобождении Полоцка, захваченного армией Ивана Грозного. Был ранен. При осаде Пскова проявил характер, выступив против самого монарха Стефана Батория. Мол, не та тактика и стратегия: меньше воинов гибло в бою, чем от непогоды.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс «Мир»: «Археологи нашли фундаменты барбакана. Когда вы приедете в Мирский замок, обратите внимание: небольшое сооружение перед въездной башней, только намёк на то, что было во времена Сиротки. Всё-таки ездил по европейским странам и пытался какие-то новшества привлечь».

Укрепляя свой Мир, не забывал князь и о Несвиже. Он первым сделал этот город «каменным». По воле Николая Христофора здесь стали отливать первые белорусские пушки. Он же основал арсенал. Здание стоит, как и прежде, а почти тысяча образцов амуниции расплылась по всему свету.

Князь Матей Радзивилл: «Есть пять доспехов в Соединённых Штатах, в Метрополитен-музее. Самый красивый – это доспех Ежи Радзивилла, отца Барбары Радзивиловны. В семье их, к сожалению, не сохранилось».

Сергей Климов, директор Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Мы начали большие исследования с тем, чтобы всё-таки найти следы этой коллекции. Выяснилось, что окончательно она была распродана только в 20-е годы XX века самими Радзивиллами».

Сегодня Золотой зал, до 1939 (то есть пока замком владели Радзивиллы) – Рыцарский. Смотрим старую фотографию. Слева у входа (думают эксперты) та самая «крепкая броня» эпохи Сиротки, вернувшаяся сюда из-за океана 90 лет спустя. Сумму сделки просили умолчать. Мы обещали.

Сергей Егорейченко, заместитель директора Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Он был продан в 1926 году по инициативе князя Альбрехта Радзивилла. Мы не знаем, почему он решил так сделать. Возможно, из-за острой нехватки средств. Лот №49 в каталоге. Вот он, ланкхнетный полудоспех, украшенный утопленными полосами. Немецкий, середины XVI века».

Документ (точнее, его копию) получили из архива лондонского аукционного дома Christie's. Кстати, к его услугам небезызвестный князь Абба прибегал ещё и в 1927 году.

Всего 231 предмет покинул тогда арсенал, заложенный Николаем Христофором. Однако самые последние образцы вооружения из Несвижа вывезли в 1940-м, передав на баланс «Беларусьфильма». Сегодня на запрос музея из киностудии ответили: сами понимаете, была война.

Таких фрагмента доспехов 23. Они никогда не покидали стен, возведённых Сироткой. И были обнаружены во время недавней реставрации, когда строители вскрыли пол в двух залах замка.

В наши дни «трофеи» спрятаны в запасниках замка. Сейчас учёные готовят каталог коллекции, которой уж нет. Свыше 120 артефактов старого арсенала выявлены в собраниях России, Швеции, Польши, Великобритании. Определена цель и на 2018 год – выставка из трёх музеев. Согласие Вены и Нью-Йорка получено. Парижский Дом инвалидов пока молчит.

Корреспондент: По характеру он Вам не напоминает героя Сервантеса?

Князь Матей Радзивилл: Ну, это была одна эпоха. Сиротка, он очень любил испанский стиль. Это можно увидеть на разных портретах.

В несвижском костёле Божьего Тела, у входа в фамильную усыпальницу Радзивиллов, прочтёте: «Перед лицом смерти любой не рыцарь, а только путешественник». Князь сам придумал эпитафию на своё надгробие. К слову, похоронен Сиротка в одежде паломника. Доспехи ровесник Дон Кихота завещал потомкам.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by