Очевидно, что житомирские встречи вывели двусторонние отношения на более высокий уровень. Да и масштабы того сотрудничества, о котором заявлено деловыми кругами, уже никак нельзя назвать исключительно региональными.
Говорим уже не просто о торгово-экономическом сотрудничестве регионов, а и в целом об экономическом сближении двух стран.
Бизнес-сообщество двух стран, исходя каждый из своих интересов, прошлось практически по всем сферам – машиностроение и нефтехимия, энергетика, электроника, строительство и сельское хозяйство, медицина и IT-сектор. В общем, все, где только возможны самые разные формы сотрудничества. И что важно – многие из обсуждаемых проектов тут же, в Житомире, приобретали иной статус.
Итог – четыре десятка двусторонних соглашений и коммерческих контрактов на общую сумму более 550 млн долларов США. К слову, на I Форуме регионов Беларуси и Украины эта цифра не была такой внушительной. Тогда фигурировали всего $140 млн. Сейчас контракты подписаны не только по ожидаемым направлениям, таким как машиностроение и нефтехимия, но и в строительстве, а также в легкой и пищевой промышленности. Спрос на белорусское есть. Простой пример – всю сгущенку местные жители раскупили уже в первые часы работы ярмарки.
Так что региональная эволюция налицо. Формат себя полностью оправдал и в случае с нашими южными соседями. Пополняем экспортный портфель, ждем заявленных восьми, а далее 10 млрд долларов товарооборота. Судя по всему – миссия выполнима.
Это предприятие на неделе работало в самом напряженном графике. Коптили, сушили, готовили – в общем, придали форуму регионов самый аппетитный вкус.
Сергей Ночвай, главный технолог предприятия «Инко-Фуд Бердичев»: «Будем угощать этой колбасой. Не стыдно самому покушать. Продукт пользуется спросом и популярностью. Исключительно натуральный продукт! Мы не используем ни ГМО, ни красителей».
Здесь, кстати, чтут именно «белорусские традиции». Так называется флагманская линейка колбасных продуктов (белорусское украинцы, как известно, любят и уважают). А еще подчеркивается связь с северным соседом. Компания создавалась при поддержке партнеров из Бреста. Изначально в поле зрения был рынок Евразийского союза. Но когда Украина пошла другим путем, пришлось пересмотреть стратегию. Сегодня здесь применяют стандарты качества обоих союзов – и ЕС, и ЕАЭС.
Да, это сложно, но таковы реалии. И конечно, с Форумом регионов связаны особые надежды – неплохо было бы, чтобы между двумя странами было меньше барьеров. Тогда можно будет делиться не только опытом, рецептурами и технологиями. Ассортимент сотрудничества гораздо шире.
Геннадий Галецкий, директор предприятия «Инко-Фуд Бердичев»: «Хорошо, когда люди разговаривают. Плохо, когда закрываются границы, когда мы сами ограничиваем друг друга. Что нужно нашей стороне: у нас неплохая цена на сырье, по курице. Мы бы продавали это сырье Беларуси. В Беларуси качественная молочная продукция, паштеты, мы бы с удовольствием брали бы и продавали бы. Мы заинтересованы снять границы и увеличить товарооборот».
Житомирская область имеет лишь одну границу – с Беларусью, точнее с Гомельской областью. И когда там прошел I Форум регионов. Здесь категорично заявили: следующие – мы. Нужны доказательства? Не проблема! Переработка, машиностроение, фармацевтика, текстиль, строительство, высокие технологии. В каждой отрасли у Житомира найдутся общие интересы, более того – совместные предприятия.
По одной из версий, название Житомир пошло от того, что в этих краях хорошо росла рожь. То есть жито. И с этой областью у Беларуси особо крепкие, можно сказать, урожайные связи, которые, впрочем, могли и ослабеть. Многие руководители признавались: этот год ожидаемо был горячим на политические события, при которых вполне могла наступить засуха в региональном сотрудничестве. Оттого пристально смотрели на восток и следили за событиями в Киеве.
Киевский Майдан Независимости. Как центр туристического притяжения это место с годами не меняется: гостей всегда здесь встречают максимально радушно с ароматным кофе, благоухающей национальной кухней.
Но это же место всегда было в фокусе политических всплесков в жизни страны. И в этом качестве Майдан прошел через разные периоды – ярко оранжевый, синий – сначала региональный, затем европейский. Сейчас же здесь незримо, но уверенно доминирует зеленый цвет «Слуг народа». После победы Владимира Зеленского на президентских выборах, его сторонники сформировали большинство в парламенте, тем самым закрепив влияние новой власти.
Казалось бы, после напряженных президентских и парламентских кампаний в Украине должна наступить передышка. Но на горизонте уже маячат выборы глав регионов. Самым острым обещает быть сражение за Киев. Соперники действующему мэру Кличко достались непростые – известный музыкант, лидер группы «Океан Эльзы» Вакарчук и депутат от «Слуг народа» Ткаченко. Политика – не бокс, и здесь все приемы хороши. А потому в столице под землей (в метро) и на поверхности была замечена одна из самых ярких голливудских звезд в сопровождении действующего градоначальника.
Поможет ли Кличко сопровождение главного специалиста по невыполнимым миссиям, станет известно к концу года. На этот же период мэр Киева сделал эксклюзивный заказ – его личный внедорожник превратят в снегоуборщик. Разработка эта по законам жанра пока секретная. Но заказ выполняет компания, которая активно сотрудничает с МАЗом. В год предприятие «Спецбудмаш» покупает несколько сотен шасси Минского автозавода, на них затем ставят собственное оборудование. В итоге получаются мусоровозы, машины для ремонта дорог, строительная техника. Где вклад обеих стран распределен примерно поровну. В будущем на заводе рассчитывают удвоить производство. В этом должны помочь, в том числе, итоги Форума регионов, а также новая украинская власть.
Юрий Басюк, директор предприятия «Спецбудмаш»: «Связываем надежды с изменением правительства. Надеемся, что больше внимания будет уделяться на обновление парка техники. Наши мощности к этому готовы. Имея договоры с МАЗом, мы можем удовлетворить все потребности клиентов».
В целом, у Минского автомобильного в Украине большие планы – оставить за собой 20 процентов рынка по итогам года. Ведь у МАЗа здесь статус не только доступной и одновременно надежной машины. Технику предлагают еще и на выгодных условиях финансирования. Речь о льготном кредитовании, часть нагрузки берет на себя правительство Беларуси.
Андрей Власенко, директор торгового дома «МАЗ Украина»: «В 2014 году было принято решение, что мы должны стратегически зайти на этот рынок. Мы увидели, что наши позиции сильны в кооперации. Грузовая техника идет в полнособранном виде, пассажирская техника также. А специальная техника – продукт кооперации с украинскими заводами. Она более адаптивна под местные требования».
Денег в украинских регионах в последние годы стало больше. Поэтому Форум, где руководители областей могут обсудить выгоды от сотрудничества лицом к лицу, актуален как никогда. Впрочем, от каких налогов и сколько гривен оставить на периферии, решают все же в Киеве. Но и здесь, по оценке директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, ветер перемен дует в сторону Беларуси.
Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Надо понимать, что в предыдущей кампании у власти находились люди с правыми взглядами, у которых были свои черные очки в диалоге с Беларусью, свои стереотипы. Иногда это сотрудничество натыкалось на эти барьеры. Сегодня к власти приходят люди более рациональные, прагматичные. И я ожидаю, что искусственных барьеров уже не будет. Будут только правовые. Я ожидаю, что отношения сейчас должны переживать новую волну ренессанса».
То, что отношения Беларуси и Украины в ближайшее время будут на волне, подтверждает и бизнес. Важно, впрочем, чтобы этот процесс не разбился о бюрократические препоны и политическую конъектуру. Сами производители отмечают: готовы сотрудничать при любой погоде. И дополняют: лучше, чтобы общий деловой климат был всё же благоприятным, независимо от региона.
Подписывайтесь на нас в Telegram