На фоне празднования Дня Победы почти незамеченным остался скандал, связанный с конфискацией одного необычного транспортного средства. Кстати, имеющего к Великой Отечественной самое непосредственное отношение.
8 мая на пункте оформления «Урбаны» Витебской региональной таможни конфисковали… танк. Легендарный Т-34-85 1945 года выпуска. Стоимость некогда грозной боевой машины ныне составляет более 600 миллионов рублей. Так вот, факт конфискации дал кое-кому повод заговорить о том, что якобы и у ГАИ, и у таможни есть какой-то особый интерес к необычным и недешёвым транспортным средствам. А может, всё дело только в нарушении законодательства и больше ни в чём?
За что же в нашей стране можно лишиться автомобиля?
Под замком, под крышей сотрудник торгового тома, продающего автоконфискат, показывает самый сочный товар – Lamborghini Gallardo. Бывший хозяин, гражданин Венесуэлы, ещё пытается отсудить его обратно. Автомобиль был конфискован по решению суда за нарушение правил временного ввоза. Первая попытка продать суперкар с молотка провалилась – покупателей не нашлось.
Дмитрий Комышенко, товаровед: «Основные торги проходят за автомобили, которые серьёзно отличаются по рыночной цене. Недавний пример был, когда за автомобиль с начальной стоимостью 9 млн был продан за 33 млн, т.е. разница в три раза».
Чуть поодаль потенциальный покупатель присматривается к 12-цилиндровому раритетному «Ягуару» на немецких номерах. Цена в 14 000 долларов весьма привлекательна. Ибо только растаможка такого автомобиля, например из Германии, обойдётся вдвое дороже. Причина конфискации всё та же – нарушение правил временного ввоза.
Через неделю он уйдёт с молотка по цене чуть выше стартовой. Спустя ещё семь дней выяснится, что с продажей явно поторопились. Хозяин конфискованной машины имел право обжаловать решение суда. Но слушание дела состоялось уже после факта продажи.
Андрей Ананько, адвокат: «Интересная особенность данного дела то, что, не дожидаясь вступления в силу постановления об административном правонарушении, автомобиль, который был конфискован по этому делу, был направлен Минской региональной таможней через департамент по гуманитарной деятельности в торговый дом “Восточный”, где он был благополучно продан ещё до сегодняшнего дня».
«Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза»
При временном ввозе иностранными гражданами транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, не требуется уплаты таможенных пошлин и налогов (то есть «залога»).
Временный ввоз гражданами, постоянно проживающими на территории государств-членов Таможенного союза, допускается только при условии обеспечения уплаты залога, который равен стоимости таможенных платежей.
Первоначальный срок временного ввоза автомобиля – 3 месяца. В течение этого срока декларант – физическое лицо – может выехать за пределы территории Таможенного союза или продлить срок временного ввоза. Предельный срок временного ввоза составляет 1 год для иностранных граждан, 6 месяцев – для граждан государств-членов Таможенного союза.
Временно ввезенные автомобили могут использовать только лица, осуществившие их ввоз. Либо это лицо должно находиться в автомобиле на пассажирском сиденье. За нарушение любого пункта предусмотрена как штрафы, так и конфискация.
Новостные таблоиды подкидывают читателю пищу для размышлений – мол, не началась ли в стране охота на дорогие и редкие автомобили? Вот уже анонсирован конфискованный таможней «Роллс-Ройс» и даже танк Т-34.
Француз Серж Люкшина тоже в обиде на правоприменительную практику. У него конфисковали два автомобиля. Довоенный «Ситроен» и люксовый внедорожник. Ввезти ввёз, а вывезти вовремя не успел. Уверяет: так сложились обстоятельства. Суд их во внимание не принял.
Серж Люкшина, гражданин Франции: «Вот, посмотрите, в документе на временный ввоз нигде не сказано, что последствия будут столь суровы. Штраф – вполне адекватное наказание, я всегда уважаю законы той страны, в которой нахожусь, но конфискация автомобиля – это слишком».
Андрей Ананько, адвокат: «Почему-то суды, по какому-то, может быть, негласному шаблону, по которому тот, кто нарушил, тот изначально виновен. И если санкция предусматривает конфискацию автомобиля, то эта конфискация, как правило, применяется».
Юрист по образованию, Сергей Калабухин не так давно убедился, что исключения из этих негласных правил всё же бывают. И даже смог помочь дружеским советом беженцу из Украины. Тот нарушил сроки временного ввоза, но всё же смог вернуть свой автомобиль. Решающим оказался довод, что человек убегал от войны, а суд Октябрьского района Гродно лишил его последнего имущества – «Шевроле-Ласетти». Областной суд жалобу удовлетворил и всё-таки вернул конфискованный автомобиль.
Сергей Калабухин: «Последствия правонарушения совершённого не соответствовали тяжести взыскания, которое было наложено. По сути, он не совершил ничего такого, никакого вреда ничьим интересам. Может быть, поэтому суд пошёл навстречу и удовлетворил жалобы. Но это не значит, что так будет со всеми».
В Государственном таможенном комитете ссылаются на существующие законы. Иностранные граждане, въезжающие на территорию Беларуси, обязаны быть осведомлены.
Слухи о суровости белорусских законов, мягко говоря, не увеличивают число потенциальных туристов. Это вчерашний слёт любителей американских автомобилей. Ещё несколько лет назад он собирал в Минске множество гостей из Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. На нынешнем пробеге автомобили сплошь с российскими номерами. Автолюбители из Евросоюза решили объехать Беларусь стороной.
Впрочем, сотрудники Торгового дома уверяют, что автомобилей, изъятых за нарушение таможенного законодательства, лишь один из четырёх. Основная же причина – пьяные за рулём.
Татьяна, бывшая владелица конфискованного автомобиля: «Вот возле этого гаража мы оставили человеку машину на полировку. Человек занимался полировкой, а документы, естественно, забрали».
Татьяна показывает опустевший гараж. Возможно, её машина уже на пути в Торговый дом. Доверив соседу по гаражу полировку внедорожника, она и думать не могла, что не по своей воле вдруг станет пешеходом. Малознакомый человек без ведома хозяйки машины нетрезвым сел за руль и тут же попался инспекторам ГАИ. Оказалось, повторно. Автомобиль конфисковали. Такие случаи не редки. Но в возбуждении уголовного дела об угоне Татьяне отказали.
Людмила Михалькова, председатель комиссии по законодательству Палаты представителей: «Мы тоже изучали этот опыт и видели, что 90% автомобилей, которым управляли пьяные водители, принадлежали им самим и только 10%, даже меньше, принадлежали другим людям. Поэтому это не такая уж и большая цифра, когда конфискуются автомобили, не принадлежащие самому виновнику».
Депутат убеждена, что гражданин имеет полное право доказывать в суде, что автомобиль вышел из его владения против его воли.
Людмила Михалькова, председатель комиссии по законодательству Палаты представителей: «В гражданском кодексе у нас предусмотрена такая статья как “Регрессный иск к виновнику, причинившему ущерб”. Т.е. если у третьего лица забрали автомобиль, он имеет право взыскать с виновника стоимость этого автомобиля. Но как долго будет длиться этот процесс, это уже следующий вопрос».
Как и владельцы других конфискованных автомобилей, Татьяна, конечно, готова тратить время, силы и деньги на то, чтобы отстаивать свои интересы. Другого выбора у неё не остаётся.
Тем временем в магазине автоконфиската очередной покупатель завершает очередную удачную сделку.
Татьяна, покупатель: «Машина 2000 года обошлась примерно в 5300 долларов. Это хорошая цена, на рынке такая машина стоит 6500».
Но прежде чем покупателю вручат ключи, он даёт расписку: если вскоре выяснится, что автомобиль находится в угоне, или у него перебиты номера, или он в розыске Интерпола, то Торговый дом ответственности не несёт.
Впрочем, похоже, даже такие риски белорусов не останавливают.
Подписывайтесь на нас в Telegram