Когда бюджет страны пополняется, людям выплачивают зарплату, их трудно соблазнить эфемерными лозунгами. Возможно, поэтому в прицеле белорусского протеста изначально были наши флагманы – уж очень хотелось некоторым протестующим остановить «Гродно Азот», Минский тракторный, Белорусский металлургический. Но не вышло, белорусы не поддались.
Анна Янская – технолог. На «Радиоволне» уже четыре года. Пришла сюда на практику, затем распределение, так и осталась. Своей жизни без предприятия уже не представляет. А почему бы и нет. Зарплата вовремя, завод успешный, работает стабильно – поставляют комплекты электропроводки для импортных и отечественных автомобилей. Ни один станок на неделе здесь не остановился, потому что друг друга подвести не могут.
Анна с мужем приехала из Баранович. Сразу от завода получили общежитие. Заезжай и живи. С такими условиями почему бы не работать? Тем более что есть для кого. Три года назад почти сразу же после трудоустройства пара получила от завода и арендную квартиру. В новостройке, со всей отделкой. В такой домашней и уютной обстановке хотелось бы забыться. Но волнение не покидает – то, что происходит в стране, вечерами обсуждают за чашкой кофе. Удивляются рассказам о забастовках на предприятиях, ведь видят ситуацию изнутри, в цехах ведь каждый день, на «Радиоволне» все спокойно.
Анна Янская, инженер-технолог предприятия «Радиоволна»: «Я думаю, что люди немножко не осознали и пользуются только своими эмоциями, глядя в интернет. Перемены нужны всегда, нужно всегда стремиться к лучшему. Я думаю, у нас есть все возможности в стране как-то улучшить нашу жизнь. Но этого можно достичь только общими усилиями, и не на улице, а разговорами, каким-то делами, работой организованной, сплоченной».
Только так и никак иначе. У каждого действия – своя цена. Цена остановки заводского оборудования и отказ работать – колоссальная. Чтобы не голословно. Давайте посчитаем. Беларусь – страна промышленная. Эта сфера дает четверть ВВП. За первые 9 месяцев 2020 года – это 83 миллиарда рублей выручки. Что такое один день простоя? Это 300 миллионов рублей недополученной выручки. Потому призывы к забастовкам – это не что иное, как прямые призывы к нанесению вреда своей стране.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Раздувалась такая тема, что сейчас "Гродно Азот" остановят. Я хочу сказать и для жителей Гродненского региона, и для всей страны: это опасное производство, любое вмешательство в технологический процесс, в том числе его внеплановая остановка, это угроза техногенной катастрофы. Будь то "Гродно Азот", "Могилевхимволокно". У нас достаточно таких производств. К чему вы призываете? Хотите, чтобы областной город накрыла катастрофа, которая может случиться из-за шальных мыслей в особо рьяных головах?»
А ещё более половины промышленной продукции мы продаем за рубеж, а это валютная выручка. Здесь арифметика тоже простая – не произведем, не продадим, не получим валюту.
Александр Шпаковский, директор аналитического центра «Актуальная концепция»: «Что такое забастовка в условиях ковида, падения мировой экономики? Это самоампутация. Ни один нормальный человек такого рода политические методы борьбы поддерживать не может. Это пораженчество. И если белорусы вдруг остановятся и уйдут с рынков, грош цена потом будет этим предприятиям. Их продадут за копейки зарубежному капиталу. И я не исключаю, что именно в этом – в ликвидации конкурентов, в открытии доступа к бросовой приватизации – и есть цель».
Не надо забывать, что белорусская экономика открытая. Отечественные производители находятся в условиях постоянной конкуренции при поставках на экспортные рынки – будь то нефтепродукты, калийные удобрения, продукция машиностроения или продовольствие. Любая остановка производства на руку конкурентам. Позже, может, и вернем этот рынок, но это тоже деньги. Причем не маленькие.
Нищета – вот, по сути, синоним любой забастовки. И мировая история не раз это демонстрировала. Далеко за примерами ходить не надо. Соседняя Украина. Сколько она суверенна, столько стучат каски шахтеров об асфальт, бунтуют железнодорожники и заводчане. Хотя надо признать, что в последнее время забастовок там фактически нет. Так ведь и крупных предприятий практически не осталось.
Останавливаются предприятия – закономерно, что и деньги зарабатывать просто негде. Как итог – безработица. На сколько тотальная, зачастую, не берутся прогнозировать даже экономисты. Поддаться призывам к забастовке равнозначно разрушению. Разрушению дома, в котором живем. И не жаль ведь собственных трудов. Строим ведь тоже сами.
Подписывайтесь на нас в Telegram