Гемолитическая болезнь долгое время была бичом перинатальной медицины, но теперь в научно-практическом центре «Мать и дитя» поставили на поток высокотехнологичные операции прямо в утробе матери.
Анастасия Леванович всегда мечтала о большой семье. И когда узнала, что беременна третьим ребёнком, была на седьмом небе от счастья. Старшие сын и дочка с нетерпением ждут появления сестрёнки.
На двадцать второй неделе беременности Анастасия узнала о гемолитической болезни. Резус-факторы её крови и ребёнка оказались несовместимы. В этом случае организм матери воспринимает плод как инородное тело и пытается избавиться от него. Иммунитет атакует клетки крови ребёнка, а дальше либо смерть, либо тяжёлые последствия. Раньше такой диагноз был приговором – оставалось лишь надеяться, что плод удастся доносить, а потом вылечить анемию. Теперь ультратонкая игла проникает в вену ребёнка и переливает кровь донора.
Максим Белуга, и.о. заведующего лабораторией акушерской и гинекологической патологии РНПЦ «Мать и дитя»: «Вот мы уже вводим кровь. Она прошла специальную лучевую обработку, чтобы исключить различные инфекции: гепатит, ВИЧ».
Работа ювелирная, чего стоит только попасть в крошечный сосуд! О малоинвазивных операциях в последнее время приходится слышать часто, но это вмешательство носит статус микроинвазивного.
Такую операцию делают только в столичном центре «Мать и дитя», впрочем, этого хватает на всю страну. С подобной проблемой у нас ежегодно сталкиваются около 500 беременных – операционное вмешательство требуется лишь каждой десятой.
Максим Белуга, и.о. заведующего лабораторией акушерской и гинекологической патологии РНПЦ «Мать и дитя»: «Каждой беременной нужно сделать от трёх до девяти таких операций. У нас был случай, когда женщина три раз была беременна и оперирована. Всё закончились удачно, дети родились без патологии».
И это не единственная победа над патологиями плода. Белорусским медикам удалось справиться с ещё одним недугом со сложным названием «монохориальная диамниотическая двойня». Это когда на пару младенцев – одна плацента, и тот, что сильнее, буквально выжимает слабого.
Венера Семенчук, и.о. заведующего лабораторией репродуктивного здоровья РНПЦ «Мать и дитя»: «Один плод выкачивает кровь другого, оба страдают. Раньше погибали. Теперь мы лазером разделяем плаценту, и они начинают питаться отдельно».
Эти операции – весомый вклад в снижение младенческой смертности. В Беларуси этот показатель – три на тысячу – один из самых низких в мире наряду с Германией и Швейцарией, но пока уступаем Японии и Швеции. Уровень медицины также влияет на демографию, например, в Минске и Брестской области рождаемость уже превышает смертность.
Этой осенью белорусские врачи совместно с немецкими коллегами приступят к новому амбициозному проекту. Беременной женщине с преждевременно излившимися околоплодными водами внедрят в брюшную полость специальный порт, через который круглосуточно будут восполнять потерянную жидкость. Это позволит продлить беременность, пока ребёнок не окрепнет. Если метод окажется успешным, можно будет говорить о прорыве в медицине на мировом уровне.
Подписывайтесь на нас в Telegram