Общенациональное телевидение

Михаил Мясникович рассказал, что необходимо для снятия ограничений и барьеров в ЕАЭС

Читать на сайте ont.by

Евразийский экономический союз. Его создавали Беларусь, Казахстан и Россия. Пять лет назад цели и задачи были вполне ясно прописаны в том самом договоре, но до сих пор интеграционная машина пробуксовывает.


В четверг Президент принял с докладом Михаила Мясниковича, который в этом году возглавил Евразийскую экономическую комиссию – ведомство, отвечающее за работу всего cоюза. Разговор во Дворце Независимости получился непростым, но очень откровенным. Речь о тех самых свободах – перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала, задекларированных в договоре о Евразийском экономическом союзе.

Уже несколько лет страны не могут договориться по определённым позициям. И вот для Михаила Мясниковича теперь наступает очень важное время. Опираясь на свой масштабный опыт и в экономике, и в политике, и в науке, он должен найти самые убедительные доводы. Во-первых, о необходимости евразийской интеграции. Реальной, разумеется. А во-вторых, проводить её честно, как договорились.

Задача непростая. Хотя бы уже тем, что у каждой из пяти стран есть, конечно, национальные интересы, но вот в этом и дело. Если в союзе, то на равных правах. У Михаила Мясниковича есть предложение.

Михаил Мясникович: «Проект стратегии до 2025 года – принципиально новый формат в Евразийском экономическом союзе, поскольку там очень много мер и механизмов, и они носят прямое действие. Не просто "быть так", а записывается "как". Как осуществляется ветеринарный контроль, как осуществляется закрытие или открытие предприятий, производящих продукты питания. Чтобы не было самоуправства, чтобы все было регламентировано. Во-первых, Евразийская экономическая комиссия должна иметь право обращаться в Евразийский экономический суд, если установлены факты, что одна из сторон отступает от норм права союза. Таким образом, необходимо понуждать соблюдать те решения, которые приняты на высшем уровне и непосредственно на уровне, соответствующем регламенту. Сейчас такого права нет. Во-вторых, у нас нет Евразийского арбитража. Что касается третьего направления, нужна обратная связь. Нужно видеть, как работают эти документы. Как мониторить? Бизнес-сообщество должно сказать, как работают эти нормы, а если не работают, то почему». 

Михаил Мясникович привел в пример программу импортозамещения России. Он отметил, что это большой, комплексный документ, направленный на то, чтобы поддержать отечественного производителя и оптимизировать импорт. Там нет ни белорусских, ни казахстанских предприятий, так как они иностранные. Получается, что создается программа импортозамещения только под конкретную страну. Михаил Мясникович считает, что белорусские предприятия имеют право присутствовать в этой программе не как иностранные. 

Михаил Мясникович: «Здесь наступает момент истины. Некоторые белорусские предприятия опасаются российских конкурентов. Зная экономику Беларуси, считаю, что здесь угрозы нет. Белорусские товары конкурентоспособны на евразийском рынке, за исключением одного «но». Если эта конкуренция добросовестная. Издержки на себестоимость должны быть одинаковы. Этого пока нет. Касаемо энергоносителей, цены разные, тарифы разные. Поэтому Президент и говорит, что мы не требуем исключительных цен, мы хотим равные цены. Тогда конкуренция будет добросовестная. И так должны сделать все пять государств. Я как-то озвучивал идею, которая принадлежит Сергею Румасу. Может быть, принять решение, что все всё отменяют одномоментно, что связано с  ограничениями. Это, конечно, компетенция глав государств, но правительства и комиссия должны подготовить убедительные расчеты, что это не обрушит экономику того или иного государства». 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by