От Минска до Ярославля рукой подать. Причём и в прямом (расстояние меньше тысячи километров), и в переносном смыслах. Президент Беларуси сегодня встретился с губернатором Ярославской области, и партнёры сошлись буквально во всём.
Наша страна предлагает российскому региону своё участие в инфраструктурных проектах и госпрограммах, готова плотно подключиться к развитию сельского хозяйства, но десятилетиями в основе сотрудничества – машиностроение.
Ярославль знаменит промышленными брендами. К примеру, «сердца» белорусских большегрузов (двигатели) – в большинстве случаев из этого региона.
Как, не потеряв в товарообороте, найти новые ниши?
Театральная столица России. Исторический центр города входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это о красавце Ярославле. Именно в Ярославской области зарождалась русская государственность, культура, язык. Здесь пять тысяч исторических памятников. И за золотыми макушками церквей почти не рассмотреть индустриальных пейзажей.
В России этот регион – один из наиболее промышленно развитых. Заводы, комбинаты, фабрики дают третью часть рабочих мест и 40% экономики области. Причём треть этого кластера – машиностроение. И в нём самый звучный бренд, который знают далеко за пределами России, – Ярославский моторный завод.
Говорят, двигатель – сердце машины. Так вот ярославское бьётся в трёх сотнях модификаций. Эти моторы «качают кровь» белорусских самосвалов, МАЗов, комбайнов, дорожной и коммунальной техники. Здесь говорят: «Сколько белорусские автомобилестроительные предприятия существуют, столько лет мы с ними сотрудничаем». И добавляют, что в лучшие времена половина продукции из Ярославля уезжала в сторону Беларуси. Сейчас… несколько меньше. Чтобы нагнать, партнёры работают как заведённые.
Дмитрий Мокроусов, главный конструктор Ярославского моторного завода: «За последний год наши продажи в Беларуси выросли на 30%. Сейчас в Беларусь продаём продукцию на сумму более 4 млрд рублей. Наверное, и белорусам было бы без нас тяжело, но и для нас Беларусь – это очень серьёзный, важный партнёр».
И это не обмен любезностями, а реальная кооперация. Например, в Евразийском экономическом союзе действует экологический класс 5. Это стандарт. Однако для белорусской техники параметр меняют в зависимости от того, куда машины продают, ведь в Средней Азии и Европе требования, понятное дело, разные. Вот так, не обгоняя, а дополняя друг друга, и должны сотрудничать настоящие партнёры, уверен Президент.
«Техническое» сотрудничество – основа товарооборота. Он переживал то взлёты, то падения, но в пике не входил никогда. Для сравнения: в 2013 году Беларусь и Ярославская область наторговали на 380 миллионов долларов. Через два года – вдвое меньше. Равновесия уже достигли. Теперь – только вверх. За первые месяцы нынешнего года товарооборот увеличился более чем на треть.
В Ярославской области сейчас активно заняты развитием сельского хозяйства. Зона рискованного земледелия определяет специфику: упор в агросекторе – на животноводство. Потому регион – один из крупнейших в России производителей молочной продукции. Белорусский опыт по принципу «хороша ложка к обеду». Инфраструктурные проекты, госпрограммы... Александр Лукашенко подчёркивает: цель – максимально эффективное сотрудничество.
О серьёзности намерений, кроме слов, говорят и цифры. В Ярославской области растут все основные показатели, по которым можно судить об успехах. Статистики за март в открытом доступе пока нет, но два первых месяца этого года дали прирост промышленности на 6%, сельского хозяйства – почти на 7%. Это всё равно, что в гости зашёл не приятель, который просит дать взаймы до «получки», а солидный бизнесмен.
Подтверждая статус, ярославский губернатор отправился на Минский автомобильный завод. Да и как тут проехать мимо, если когда-то МАЗу передали производство самосвалов и грузовиков, выпускавшихся именно в Ярославле. Конечно, по сравнению с теми машинами сегодняшний МАЗ – космический корабль.
Это тест-драйв тягача с самым мощным двигателем ярославцев (420 лошадиных сил). К слову, эта машина (прямой конкурент КамАЗа) – самая продаваемая на российском рынке.
Дмитрий Миронов, губернатор Ярославской области России: «Что седельный тягач, что автобус… такие ощущения, будто едешь на легковом автомобиле. Обучить водителя очень просто, техника очень хорошая».
70% двигателей в технике Минского автомобильного завода ярославского производства, но в абсолютных величинах цифра не столь впечатляющая.
Дмитрий Катеринич, генеральный директор Минского автомобильного завода: «К сожалению, объёмы поставок небольшие: в районе одного миллиона долларов в год. Однако я уверен, что наши взаимные возможности гораздо больше».
А потому разговор о промышленной кооперации продолжили в правительстве. Тон доброжелательный, но премьер-министр подчёркивает, что хотелось бы, чтобы ярославские двигатели были ещё более конкурентными и… дешёвыми. Очевидно, что в таких случаях всё самое интересное обсуждают за закрытыми дверями.
А вообще, с Ярославской областью Беларусь много чего роднит. И народный поэт Богданович (ему в Ярославле думалось и писалось), и погибший игрок «Локомотива» Руслан Салей. И, конечно, общая история Великой Отечественной войны, в которой в Ярославской области, будто в Беларуси, погиб каждый третий.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram