Беларусь ввела запрет на железнодорожный транзит группы товаров из Литвы. Об этом заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел нашей страны Анатолий Глаз.
Глаз напомнил: Литвой ранее был запрещен транзит белорусских товаров через порты этого государства. Белорусская сторона предлагала урегулировать вопросы в правовом поле, но Литва на диалог не пошла.
Незаконное решение правительства Литвы о прекращении транзита белорусских калийных удобрений грубо нарушает нормы международного права и обязательства литовской стороны. В их числе – соглашения об условиях транзита грузов Беларусью с использованием транспортной инфраструктуры соседей.
По сути, Вильнюс обязан предоставлять Минску транзит как стране, не имеющей выхода к морю. Но своим шагом правительство Литвы ещё раз перед всем миром расписалось в собственной нецивилизованности и ненадежности в качестве торгового партнера.
Накануне премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал жесткие ответные меры на прекращение Литвой транзита белорусского калия.
Последние составы с удобрениями въехали в Литву накануне. Сегодня поставки прекращены. К концу недели обещано вернуть в Беларусь около 800 пустых вагонов. МИД прокомментировал ситуацию с прекращением транзита белорусского калия через Клайпеду.
Анатолий Глаз, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси: «В таком контексте данный шаг представляет собой элемент гибридной агрессии в отношении Беларуси, направленный на нанесение прямого экономического ущерба благосостоянию белорусского народа. Белорусская сторона неоднократно предлагала консультации для урегулирования вопроса в правовом поле. Официальный Вильнюс отказался, преследуя цель за счет своих налогоплательщиков нанести белорусам максимальный ущерб. Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории, следующих из Литвы железнодорожным транспортом, нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях Литовских железных дорог. По территории Республики Беларусь таких грузов перевозится более 1,5 млн тонн на сумму более 1 млрд долларов США ежегодно».
Наш запрет вступит в силу 7 февраля. При этом Беларусь, заявили в МИДе, сохраняет открытость к диалогу и всегда готова выслушать предложения официального Вильнюса по решению всех вопросов в правовом поле. Убытки для Литовской железной дороги и Клайпедского порта могут быть весьма ощутимыми. Также многомиллионные потери ожидаются по судебным искам, которые уже предъявлены Вильнюсу, и штрафным санкциям.
Андрей Абрамчук, начальник железнодорожной станции Лида: «На данный момент на станции Лида находится 4 состава с калийными удобрениями. Груз принят к перевозке 31 января в соответствии с заявками, согласованными, в том числе, с Литовской железной дорогой. Но по непонятным причинам Литовская железная дорого отказывается в приеме данных грузов».
Тем временем, предприятия – экспортеры Литвы – опасаются убытков из-за роста издержек на поставки товаров зарубежным клиентам. Когда белорусскую границу закроют для железнодорожного транзита, многим компаниям придется аннулировать контракты с партнерами либо выбрать другой маршрут, а это увеличит затраты.
К слову, пострадавших от этих санкций будет даже больше, чем предполагалось. Ситуация уже задела другие страны. Литовские железные дороги отказались согласовать на февраль заявки на транспортировку на территорию страны нефтепродуктов и других грузов из России и Казахстана. Причина – опасения пропустить санкционную белорусскую продукцию. При этом транзит нашего калия уже переориентирован на российские порты. В плане логистики новые маршруты менее маржинальны, но за счет общемирового роста цен «Беларуськалий» может даже выиграть. Появилась и информация о первом возможном контракте после введения санкций – Индия хочет закупить большой объем калия у нашей страны – миллион тонн.
Фото: Pixabay / носит иллюстративный характер
Подписывайтесь на нас в Telegram