Совсем рядом с офисом ОНТ расположен Большой театр оперы и балета. Где на уходящей неделе завершился самый элитарный конкурс года – «Новые голоса мировой оперы». Его называют самым непредсказуемым и объективным. Ведь в жюри – 18 человек. А ещё есть приз зрительских симпатий….
В эти минуты в Большом – балет «Лебединое озеро» … как водится -- при полном аншлаге. Хотя и во время оперного конкурса был установлен рекорд посещаемости. Билеты раскупили задолго до форума.
Если температура ниже +16 – не пойте. И вообще, меньше говорите. При плохой погоде ещё много чего нельзя. Сегодня сцена обязывает закрывать шарфом даже нос, чтобы не заболел голос. Лучший на этом Минском конкурсе, как у Шаляпина. Высокий бас, кстати, учился вокалу на Кавказе.
Саргис Бажбеук-Меликян, лауреат Гран-при Рождественского конкурса вокалистов (Армения): «Не знаю, откуда пришло это понятие «русский бас». Но, наверное, это и мешает басам быть героями-любовниками. Образ какого-то «бурлака-мужика».
Архитектору (по диплому) – 27 лет (по паспорту) сцена обязывает скрывать под гримом. Амплуа басов – старики, разбойники. А ведь Фигаро написан Моцартом под самый низкий мужской голос. Это режиссёры отдали популярные куплеты баритону. За правильный подбор репертуара – Первая премия.
Сергей Кайдалов, лауреат Первой премии Рождественского конкурса вокалистов (Россия): «Скажем, вы не ожидаете, что маленькая кошечка вдруг начнёт выдавать какие-то странные звуки. То есть, также и с людьми. Баритон, к такому европейскому мужчине, это его самый естественный голос».
Спать всем нужно не меньше восьми часов. Артистам также вставать рано. Голос «пробуждается» часа через 3-4 после остального организма. Сцена обязывает соблюдать режим, есть много раз в день, но по чуть-чуть. Шаляпин как-то плотно поужинал: желудок давил на диафрагму, спектакль отменили.
Мария Галкина, лауреат Второй премии Рождественского конкурса вокалистов (Беларусь): «Нервная система в этот день на самом пике. Съедаешь буквально какой-то маленький кусочек творожной запеканки, уже и чувствуешь насыщение».
Ксения Бахритдинова, лауреат Второй премии Рождественского конкурса вокалистов (Украина): «Мне главное – покушать хорошо мяса, чтобы чувствовать силу, прилив энергии. Говорят, коньяк помогает, кому-то даже кола».
Мнение лауреатов Второй премии – второе обязательно, мучное исключить. Монсеррат Кабалье казалось, что просто смотрела на сладкое – уже толстела. С графиком, когда ария тут, а завтра там, и всегда ближе к полуночи, легко приобрести формы великой сопрано. Оперная сцена обязывает к занятиям у балетного станка.
Маргарита Левчук, лауреат Приза зрительских симпатий Рождественского конкурса вокалистов (Беларусь): «Стандартов, когда ты встаёшь, поёшь... и уходишь нет! Сейчас все хотят видеть твои эмоции».
Уже второй раз на конкурсе сопрано Левчук – лауреат Приза зрительских симпатий. Во всём мире сегодня публика любит и глазами, и ушами. Сцена обязывает к идеальной дикции. Отсутствие её и порождает эпитеты к опере, вроде это же «крик», «визг», «тоска смертельная».
Эксперимент «Контуров» – тенор учит баритона. И невозможное возможно, если обладатель самого высокого мужского голоса в роли coach-а. Языковой тренер – молодая театральная профессия. Это не означает, что и в жизни вокалисты говорят, например, по-французски также легко, как поют «Кармен».
Александр Гелах, лауреат Третьей премии Рождественского конкурса вокалистов (Беларусь): «Подстрочник есть, да. Но он не дословный. То есть, он литературно переведён просто на русский язык».
Константин Сучков, лауреат Третьей премии Рождественского конкурса вокалистов (Россия): «Важно знать, в первую очередь, это английский, во вторую очередь – итальянский. Потому что, итальянская опера, в основном, самая ходовая».
Главное отличие оперного голоса от эстрадного – это полётность, звонкость. Даже, когда певец поёт тихо, слышно во всем зале, а ведь его голосу нужно преодолеть преграду оркестра – сцена обязывает. Лучано Паваротти как-то сказал: «Если детей не приучили слушать музыку с самых ранних лет, то их, тем самым, лишили чего-то фундаментально».
Неутомимые британские учёные доказали (помимо существования души), что лишь два процента людей не воспринимают высоты тона. Проще говоря, не попадают в ноты. Остальные 98 процентов в состоянии весьма сносно напеть любимые мелодии или оценить услышанное.
Сцена обязывает правильно определить свой тип голоса. Так как, если будет поставлен неверный диагноз, то можно загубить меццо либо сопрано. Оперная дива, лауреат гран-при второго Минского конкурса (нынешний был четвёртым), призналась, что только к 33 годам поняла, как надо петь.
Надежда Павлова, оперная певица (Россия): «Бывает, что артисты прибегают к помощи психолога, чтобы отпустить напряжение. Ты ведёшь свою роль даже молча. Нет стоп-кадра».
Оперный вокал по работе мышц сравним с тяжёлой атлетикой, настолько велики нагрузки на весь организм. «Справедливо и непредсказуемо», – написала в своём блоге в LiveJournal известный музыковед Юлия Андреева о выборе жюри «певческой Олимпиады» в Большом театре. Шесть лучших – о них мы ещё услышим, даже если температура будет ниже +16 – сцена обязывает.
Подписывайтесь на нас в Telegram