Сегодня Париж поделился статусом «столицы искусства»: в Минске представили «Art Capital» – одну из самых престижных художественных выставок. У нас экспозиция, конечно, скромнее, нежели в знаменитом Большом дворце (там только участников более двух тысяч), зато до конца Года культуры можем увидеть главные открытия всемирно известных Салонов. Корреспондент Александр Матяс сравнил, как было во Франции и как есть в Беларуси.
Теперь Париж прямо-таки «за окном» минского музея. Точнее, уже площадки Национального центра современных искусств. Другая и вывеска, и интерьер. Сто модернизированных квадратов не стыдно было отдавать 15 французским модернистам, видавшим своды галереи Grand Palais на Елисейских Полях.
Наталья Шарангович, директор Национального центра современных искусств Беларуси: «Французскі Салон па сваёй структуры, па сваёй гісторыі – гэта выстаўка, у якой паказваюць нейкія дасягненні, творы, каторыя прадстаўляюць пэўны час, пэўнае пакаленне. Так было ў канцы 19 стагоддзя, так было ў пачатку 20 стагоддзя. “Art Capital” таксама прадстаўляе зрэз таго мастацтва, якое сёння папулярна».
Проект «Art Capital» – это объединение Салонов: французских художников (проходит с 1667 года), рисунка и акварели (создан в 1954 году). 60 лет отметил не имеющий аналогов Салон сравнений авангардной и фигуративной живописи. От каждого в нашу столицу по пять авторов. Соотносить призван также международный вернисаж на Сене.
Анн Пурни, художник, главный секретарь Фонда Тейлора (Франция): «Художники, получившие Премию Тейлора, становятся “членами семьи”. Их, само собой, не бросают. Фонд помогает мастерам выставляться не только в столице Франции – по всему миру».
Год назад одной из высших наград интерсалона впервые отметили белорусов. Причём не минчан. Один лауреат Премии барона Тейлора – график Валентина Шоба – живёт в Гродно, второй – Сергей Портенков из Гомеля. Тогда скульптор не увидел Париж, сейчас эксперты сами приехали к нему с дипломом.
Художество, конечно, приносит доход. Однако термин «капитал» здесь не стоит понимать буквально. Скорее это главное направление, в котором сегодня движется арт-процесс от Ла-Манша до Урала. Правда, кураторы парижских Салонов не признают ничего сверх нового.
Первый Национальный павильон на «Art Capital» воссоздан в Малом зале. Тут все 11 объектов, покоривших парижских эстетов (сейчас – минских), благодаря отечественным спонсорам. Это понятие, как и «меценат», закреплено в Кодексе о культуры.
Сезон французским Салонов – осень. Накануне большому «Art Capital» исполнилось 10 лет. И уже можно сказать не только шагаловский «Витебск был Парижем» (то есть мировой «столицей искусства»), но и Минск Сутина.
Подписывайтесь на нас в Telegram