Общенациональное телевидение

Антониу Гутерриш: ООН и идеалы, которые представляет организация, находятся под угрозой

Произошла ошибка

Читать на сайте ont.by

С 1981 года в календаре, с подачи ООН, появился Международный день мира. С 2001-го он отмечался 21 сентября. Ну, вернее, как отмечался? Как раз больше в бытовом, низкого стиля, понимании этого слова. Как случайный визитер, как нерадивый работник, как непонятно чей родственник на юбилее семьи, уставшей друг от друга. Пришел, отметился, ему кивнули, его забыли. Не оставил ничего после. Не подтвердил, что будет снова. А точно был? Ну, вроде. Хотя как вроде – вот же, отметился.

А в этом году… не пришел. Или все же был такой – Международный день мира?

Вспоминая неделю высокой дипломатии на Генеральной ассамблее ООН, а там чуть не половина первых лиц планеты что-то делали, про День мира ничего конкретного и не скажешь. Ну, вот в Нью-Йорке по заранее утвержденным сценариям были мероприятия. В других столицах, может, тоже. В парках там, в библиотеках каких, в школах. В офисах – вряд ли. Ну, и пресс-секретари распространяли заявления от имени тех, кто об этих заявлениях чаще всего и не узнавал. Мир День мира в новостях особо не увидел. Пропустили праздник. И не то, чтобы хотелось лишний раз… попраздновать. Но как-то вот все же… грустно.

Да и Генассамблея в этом году. С ней со старта многие мировые газеты разобрались. «Риск фрагментации "мирового сообщества" на Генассамблее ООН», – написала Le Monde. Это как раз «мир», по-французски. «Мир как будто развалился на части».

Украинский конфликт обнажил новую карту сил. С одной стороны, Запад и ЕС, чьи страны страдают от возвращения военных действий на «старый континент». С другой – Россия, член Совбеза, которую в противостоянии осторожно и не без выгоды для себя поддерживает Китай. Они намерены бросить вызов ослабевающему господству западных стран… И есть еще другие страны, довольно равнодушные к конфликту.

Для Штатов и союзников главная задача в том, чтобы снизить разрозненность. То есть, в переводе с французского дипломатического, запугать или подкупить Азию, Африку, Латинскую Америку. Дожать, додавить, подмять под себя. Вернее под Белый дом и его мировые правила. Какие может применять и менять, по его мысли, только он сам.

Джо Байден, президент США: «Россия бесцеремонно нарушила основные принципы Устава ООН. Нет ничего более важного, чем однозначный запрет на силовой захват страной территории другого государства… Также Кремль собирается провести фиктивные референдумы, пытаясь аннексировать территории Украины… США направили на Украину военную и гуманитарную помощь. И более 40 стран направляют миллиарды своих денег и техники, чтобы помочь Украине защититься. При этом США тесно сотрудничают с союзниками и партнерами, чтобы привлечь Россию к ответственности. Потому что, если страны могут безнаказанно преследовать свои имперские амбиции, тогда мы ставим под угрозу все, за что выступает ООН».

И после слов Байдена можно было почти не слушать ни Францию, ни ФРГ, ни тем более Польшу. Там порой было слово в слово ЗА американцем. Даже у тех, кто выступал ДО него. Разве что премьер Британии еще заявила, что не успокоится, пока Россию не победят. А ответил дублерам Вашингтона – всем сразу – президент страны, которую они все вместе по команде из США бомбили. А потом провели референдум по отделению части Сербии. И сами признали его. И, кстати, делали все это вообще без права, без предлога и без страха перед санкциями. Потому что а сами себя-то за что?

Александр Вучич, президент Сербии: «Мы просим дать четкий ответ на вопрос, который я задаю своим собеседникам, лидерам стран, годами. В чем разница между суверенитетом и территориальной целостностью Украины и Сербии, которые были грубо нарушены? А вы обеспечили этому признание и легитимность, по крайней мере, некоторые из вас? Никто так и не дал рационального ответа».

И пусть кто-то только скажет, что Сербию бомбили давно и мир сильно изменился. Нет. Пару месяцев тому, как раз съездив в Вашингтон, косовские гонцы Приштины выдвинули Белграду новый ультиматум. И тот же Париж с Брюсселем стали давить на сербов. Выполняйте! А потом присоединяйтесь к нам и против Москвы!

Кстати, ту же тактику глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, на ООН подтвердившая полную несамостоятельность перед США, готова применять и к Венгрии, и к Италии. Первой уже мстят за нежелание вводить самоубийственные антироссийские барьеры. А Рим она пообещала наказать, если на выборах в Италии к власти придут политики, не готовые с самого начала признавать вассальную зависимость от Штатов.

И да. Это именно что шантаж, угроза, травля. Именно такими методами делают дипломатию и политику «демократы» из США и их сорок верных союзников. И за границами, и внутри самой Америки тоже. Только этим они пытаются удержать мир в рамках, в клетке своей однополярной модели. И об этом пишут даже не только американские республиканцы.

«Не секрет, что в борьбе между демократией и автократией США – и я как их президент – отстаивают взгляд на мир, основанный на демократических ценностях…», – цитирует Байдена Newsweek. И продолжает: «[Но] редкий выпад из байденовской тирады о России не подойдет самим США и другим странам, именующим себя демократиями, – а возможно, подойдет даже больше… Внешнеполитическая элита США форсировала конфликт на Украине, потому что годами добивалась "ослабления России", – как недавно признал [американский] министр обороны Ллойд Остин».

И как итог действий США – ни мира, ни демократии… даже в Европе. Ни продовольствия, ни энергии… даже в Европе. Ни единства… даже в Европе, и уж тем более не на полях нынешней Генеральной ассамблеи ООН. Которая, как раз в этом, идеально представляет собой отражение дел во всем мире. И из-за Штатов нынешняя ООН ослаблена, раздроблена, нефункциональна.

Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН: «Давайте не питать иллюзий. Наша планета горит. Люди страдают, и самые уязвимые страдают больше всего. Устав ООН и идеалы, которые он представляет, находятся под угрозой. Мы обязаны действовать, а мы застряли в колоссальной глобальной дисфункции».

Это сказал генсек Антониу Гутерриш. Правильно сказал. Вот интересно, начнет ООН теперь работать? Или следующее 21 сентября – Международный день мира – опять не празднуем? Вообще уже больше никогда? Напомню, мы же с «Дня мира» начинали. И да, пока дно мира не пробили… начинать надо. Через новые переговоры и новые договоренности. Через новые площадки... Но и через старую ООНовскую тоже. Если, конечно, США и партнеры «шантажом, угрозой и травлей» не получат контроль еще и над ней. Как произошло с другими. Но пока еще возможность в ООН есть.

ООН как место для диалога все же надо использовать. Ведь в диалоге важен каждый голос. Потому что даже президент США признал, что есть он, Али-Бабайден, и сорок… союзников. А в начале года они утверждали, что они – это весь мир.

Неделя высокой дипломатии на Генассамблее ООН точно показала, что это не так. Вот и надо искать и разговаривать со всем миром. А потом, после, и с Западом тоже. Тогда. может, и будет повод День мира во всем мире для всего мира отмечать. Отпразднуем. Обязательно отпразднуем. Но потом. Хотя хотелось бы поскорее...

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by