Ровно год в условиях коронавирусных ограничений. Этот своеобразный юбилей в странах Западной Европы ознаменовался новыми акциями протеста. В Германии, Дании, Бельгии, Нидерландах и Великобритании демонстрации переросли в столкновения с полицией.
Вот так собраться в одно время и в одном месте для них уже настоящий праздник. Жители Нидерландов с середины декабря живут в условиях одного из самых жёстких локдаунов в Европе – с закрытыми магазинами, ресторанами, спортзалами и кинотеатрами. Нельзя практически ничего, привычная жизнь парализована, и они не хотят с этим мириться.
«Уже год какая-то пандемия, которая, как мне кажется, больше живёт в медиапространстве, чем в реальной жизни, отнимает наши свободы, наши основные права. Это очень нехорошо».
«Я никогда не доверяла правительству. Эти правила они вводят для себя, а не для нас. Их слишком много. К чему все эти правила? Чтобы защитить нас? Нет. Мы же видим, что рост заболеваний продолжается. А я хочу быть свободной».
«Я думаю, что это очень печально, что правительство совершило так много ошибок. И тот факт, что оно все ещё получает поддержку от людей в Нидерландах, меня лично чрезвычайно удивляет».
Этот многотысячный протест в нидерландском городе Гаага прошёл накануне старта досрочных парламентских выборов в стране, которые начались сегодня, и, конечно, у протестующих была надежда, что власти не будут в такой ответственный момент понижать свои и без того невысокие рейтинги дополнительными запретами. Но они ошиблись. С утра было ограничено движение поездов в Гаагу, чтобы сбить поток протестующих из соседних городов, а под занавес дня, как только два часа, отведённых на митинг, подошли к концу, на поле появилась полиция и практически сразу перешла к настоящему штурму, применив водомёты и отряды конной полиции.
На кадрах, которые сами участники протеста выкладывают в Сеть, они жалуются на чрезмерную и необоснованную жёсткость людей в форме. Дубинки, служебные собаки и даже тараны полицейскими машинами.
Зачистить протестное место у нидерландских полицейских получилось довольно оперативно и без потерь. А вот в соседней Германии разгон антиковидных протестов перерос в столкновения с полицией. По их информации, только в Дрездене, на востоке страны, пострадали 12 полицейских. Заведено 47 уголовных дел. Правда, на кадрах, которые всё ещё появляются на видеоресурсах, преобладают лишь картинки жёсткой работы немецких силовиков.
Сегодня весь день глава лондонской полиции убеждает и прессу, и мэра британской столицы, и даже своего начальника, министра МВД, что его подчинённые действовали в полном соответствии с законом. Акцию памяти о похищенной и убитой Саре Эверард, на которую жители Лондона собрались в субботу вечером, брутально разогнала столичная полиция. Досталось многим, но больше всего британцев возмутило жёсткое обращение с женщинами, которых задерживали, как опасных преступников, лишь за то, что они нарушают антиковидные правила. Скандал только набирает обороты.
Из столицы Дании пока нет сообщений ни о пострадавших полицейских, ни о задержанных протестующих, которые маршировали по центральным улицам Копенгагена с плакатами, ругающими запреты, и горящими файерами. А вот в Бельгии демонстрация с призывами остановить полицейское насилие закончилась настоящим погромами. В Льеже, это один из крупных бельгийских городов на Востоке страны, силовикам пришлось применять спецсредства. Группы молодых людей атаковали и полицейские машины, и самих людей в форме. В итоге 11 стражей порядка получили ранения, а несколько десятков демонстрантов арестованы, возбуждены административные и уголовные дела. Некоторые протестующие, воспользовавшись беспорядками, разграбили несколько магазинов.
Запреты провоцируют людей на насилие, говорят участники мирной акции протеста в Брюсселе. Центр города в очередной раз перекрыли таксисты, которые готовы были бы присоединится к манифестантам, но боятся потерять даже то, что имеют сейчас. Заказов стало в разы меньше, конкуренция выше, доход катастрофически упал.
«Мы хотим равных условий, для нас, тех, кто работает по лицензии, и тех, кто работает с такими компаниями, как "Убер". В условиях пандемии мы потеряли клиентов, мы потеряли доходы, и многие не знают, что делать, если ситуация не изменится».
Как и главное – когда она может измениться, на этот вопрос по-прежнему ответа нет.
Об ослаблении ограничений европейские власти говорят каждый месяц и каждый месяц отодвигают эти сроки. Спустя год заболеваемость в странах Европейского союза меньше не становится, и при этом увеличивается протестная активность.
Подписывайтесь на нас в Telegram