В школах по всей стране – готовность №1. Тем не менее не на все задачи школьной программы найдены ответы. Статус и зарплата учителя – больной вопрос. Как не потерять лучших педагогов и как выглядит учебник будущего?
«Долго мы ждали ремонта, но дождались! И вот результат!»
Сейчас он директор первой в райцентре Славгород школы. А ведь сам её выпускник. Хорошо помнит, какой она была, построенная ещё до войны: деревянные перекрытия и старые окна... А сейчас посмотрите на «начинку»: не хуже, чем в областных школах! Ладно бы только компьютерные классы. Будущих первоклашек заворожили интерактивные доски.
Игорь Ковалёв, директор средней школы №1 г. Славгорода: «Мел и тряпку никто не отменял. Но новые технологии – это что-то новое для детей. Дети наши намного продвинутее нас в технологиях, поэтому мы должны за ними успевать».
Его педагогический стаж – 11 лет. Но сколько за это время было реформ, сходу и не посчитать. Директор уверен: образованию надо дать передохнуть. «Свежая кровь» для него – молодые кадры. К примеру, сюда за три года пришли семь учителей. И после отработки распределения никто не хочет уезжать. Да, в малом городе проще получить служебное жильё и есть надбавки. Премиальные положены за креатив. Но директор вынужден признать: сегодняшняя зарплата явно не способствует престижу профессии.
Игорь Ковалёв, директор средней школы №1 г. Славгорода: «В нашей школе варьируется зарплата от 2,5 до 7 миллионов рублей. Это постоянное напряжение, постоянная работа на износ, работа для других, и результат учителя – это не результат работы землероба, который виден в конце сезона. Результат работы учителя порой виден через несколько десятилетий и через всю жизнь».
Учитель в глубинке – больше, чем учитель. Здесь в этом уверен, пожалуй, каждый житель. И держать марку приходится не только на работе. То, что кадры решают всё, и особенно в образовании, не раз говорил Президент. Их в достатке. 220 тысяч. Почти 5,5 – молодые специалисты. Они, конечно, шутят, что о зарплате или хорошо, или никак. Но если от эмоций к цифрам, то в среднем учителя зарабатывают 620 рублей – до средней зарплаты по стране это не дотягивает.
Какие здесь могут быть варианты? Одно из предложений – как можно больше уходить от уравниловки. Нестандартный подход равно нестандартная зарплата.
Михаил Журавков, министр образования Беларуси: «Мы расширяем эксперимент по отраслевой системе оплаты труда. Он в этом году будет распространён на целые регионы, и даже область будет подключена. Оплата труда учителей будет дифференцирована в зависимости от эффективности, нагрузки. Те школы, которые несколько лет в эксперименте, они не хотят возвращаться на старую систему оплаты».
Выходит, реформы в оплате труда возможны, но в самой системе их быть не должно. Президент подчёркивает: то тут, то там предлагают новации, эффект от которых предугадать едва ли возможно.
Грызть гранит науки, как вечная классика, но о перегруженности учебников, а как следствие и самих школьников, говорят давно. Предложение министерства – срезать процентов 20-30 базовой программы. И такой учебник готов. Пробный образец – на столе у Президента. Единственный печатный экземпляр. А вот он же – в электронном виде (см.видео – прим.ред.).
Вместо вопросов после параграфа – интерактивные тесты, а вместе с окончанием изучения эпохи – приглашение в музей. Будто увлекательная экскурсия в историю Беларуси для шестиклассников. Такой же – учебник нового поколения – готов и по «Всемирной истории». Идея авторов: книги не просто источник информации, скорее, инструмент, который будет «учить учиться».
Валентина Гинчук, заместитель директора Национального института образования: «Учителя-практики неоднократно указывали на то, что пособия перегружены учебной информацией, в них недостаточно доступно излагается учебный материал. Указывали на несовершенный дизайн. При разработке новых учебных пособий всё это учтено».
Это так называемый базовый учебник. Всё обо всём, но необходимый минимум. То есть материала в нём должно быть достаточно для учащегося любого уровня подготовки. А для тех, кто готов изучать предмет больше и глубже – приложения. На полях система навигации – прямая ссылка к нужной карте, странице в хрестоматии или статье на образовательном портале.
Елена Парахневич, ведущий редактор издательства «Народная асвета»: «Это единственная книга, которая должна сопровождать ученика на протяжении целого года, отложить её нельзя. Следовательно, она должна быть для ученика интересной и не утомлять».
Виктория Калестратова, директор издательства «Народная асвета»: «Я решила показать этот учебник своему ребёнку, своей дочери – будущей шестикласснице. Прочитала и даже сделала мне некоторые замечания. Некоторые иллюстрации ей показались маленькими, какие-то пояснения ей показались очень учебными и хотелось бы, чтобы они были даны попроще. И это мы обсуждали и с авторами, и с редакторами».
До того, как новый учебник окажется на партах, его изучат десять комиссий. Историки, учителя-практики, детские психологи. Обещал прочесть и Президент. Если эту форму утвердят, к сентябрю по 140 тысяч экземпляров отпечатают. И это лишь первый шаг к разгрузке школьников.
Михаил Журавков, министр образования Беларуси: «Базовый учебник – базовые знания – как раз преследует цель разгрузить учеников от излишней нагрузки в школе. Такие базовые учебники мы будем готовить по нашему плану до 2018-2019 года».
Планы не столько далёкие – 1 сентября. С чем отправить ребёнка? Как приодеть? Что с собой взять? Головная боль для родителей более чем 980 тысяч учащихся. Из них 110 тысяч – первоклашки. По мнению Александра Лукашенко, 1 сентября – тот самый день, когда все должны быть равны.
Школьные базары уже давно – пёстрым ковром. 400 моделей одежды и 300 – обуви. Всё по-деловому. Уже год как работает пилотный проект «Школа будущего». Полтысячи учеников на себе проверили, что значит быть похожим на других. Дух не соперничества, а командный вырабатывают школьной формой на заказ. Опыт становится заразительным. С этого сентября в форму оденут 40 школ и гимназий.
Николай Рогожник, заместитель директора концерна «Беллегпром»: «Классы отбирают себе изделия. Под них отшивается коллекция, она выкупается. Обновление ассортимента в среднем, если брать обувь и одежду – это 75% ежегодно».
И всё же извечный вопрос родителей – так сколько стоит собрать ребёнка в школу? Варианты можно подобрать на разный кошелёк. Подсчёты от Министрества образования: костюм, портфель и канцтовары для начальной школы обойдутся от 150 до 700 деноминированных рублей. Старше ученик – растут и затраты. До 850 рублей.
Сегодня говорили не только о средней, но и высшей школе. Вступительная кампания подходит к концу. В вузы уже зачислены 55,5 тысяч человек, в том числе чуть больше 27 тысяч на бюджет. Словом, можно подводить предварительные итоги.
Наталья Кочанова, заместитель премьер-министра Беларуси: «Качество знаний более высокое. 330 тестов были написаны на сто баллов. Практически все бюджетные места укомплектованы, осталось 18 невостребованных бюджетных мест. Предложений, которые были в прошлом году и которые требовали внесений изменений в правила приёма, пока нет».
Все эти вопросы – в большей или меньшей степени – болевые точки. И сегодняшнее совещание, как репетиция. До начала учебного года предстоит разговор в куда большем составе. Говорят, хотят посоветоваться и с педагогами. Там-то и обещают найти решения всех задач – даже тех, что со звёздочкой.
Подписывайтесь на нас в Telegram