От глубины интеграции в таможенном деле зависит развитие СНГ и благосостояние каждой из стран-участниц. Об этом заявил Президент на встрече с руководителями таможенных служб Содружества.
Учитывая транзитный статут Беларуси, в Минск прибыли и представители Евросоюза. 25-летие Таможенного комитета страны – ещё один повод подвести итог масштабной работы и поделиться амбициозными планами.
Оформить товар на границе всего за минуту. В Беларуси это уже реальность. В пункте пропуска «Брузги» идёт эксперимент по автоматическому пропуску товара. Теперь при оформлении вместо четырёх операций достаточно выполнить лишь одну – зарегистрироваться. Больше никаких бумаг, все документы в электронном виде заранее попадают в специальную базу, а компьютерная программа на границе сама сверяет данные и принимает решение. Пока новшество коснулось только экспорта и транзита, но уже этой осенью обкатают и импорт.
Андрей Трушкин, заместитель начальника отдела таможенного оформления и контроля таможенного поста «Брузги»: «Минимизируется участие сотрудника таможни, водитель проследует в пункт таможенного оформления. Автомобиль сразу получает регистрационный номер по выпуску перемещаемого им товара. Ему только надо подойти к сотруднику таможни, где он регистрируется, где он проставляет штампы и разрешения, для того чтобы водитель мог оформить документы в ПТО, куда он следует».
Прямо на границе с Польшей возводят современный транспортно-логистический центр – его откроют в октябре. Он находится рядом с пунктом пропуска и буквально является его продолжением. Здесь можно будет пройти все таможенные процедуры, перецепить груз или оставить его на складе. Задействуют и железную дорогу неподалёку.
Виталий Шиманович, начальник отдела таможенного поста «Брузги»: «Возьмём польского перевозчика, которому необходимо, предположим, доставить товар в Казахстан или Кыргызстан, для этого ему не надо здесь оформляться и следовать по процедуре транзита до пункта назначения. Он может разместить товары на складе временного хранения, сам уехать к себе обратно на территорию Республики Польша и заниматься перевозками, а уже непосредственно получатель товара, заказав другую машину, прислав своего перевозчика, может забрать этот товар со склада временного хранения».
Скорость, качество, цена вопроса – всё это влияет на выбор маршрута перевозчиками. А для государства потерять поток через границу – значит потерять деньги. Сегодня 97% товаров перемещаются через белорусскую таможню по электронным декларациям. Меньше бумаг – меньше времени на оформление. А внедрение новых инспекционных досмотровых комплексов позволило не только сократить время сканирования (это без вскрытия груза), но и выявить на 30% больше тайников.
О масштабах загрузки белорусских таможенников можно судить хотя бы одному дню работы, в течение которого государственную границу пересекает примерно 70 тысяч человек, 14 тысяч легковых автомобилей, 6 тысяч грузовиков, 180 железнодорожных составов и более 100 самолётов. Если бы Беларусь столкнулась с таким трафиком на заре суверенитета, это закончилось бы коллапсом на границе с бесконечными заторами на пунктах пропуска. Однако за 25 лет работы Таможенному комитету удалось увеличить пропускную способность в 10 раз.
Коллеги по обе стороны границы должны работать в тесной связке, по сути, зеркально, иначе будет эффект бутылочного горлышка. Эффективно обслуживать товаропоток в одиночку государство не может, поэтому интеграция таможенных служб – один из двигателей экономики. Это основной посыл Президента Беларуси. Более четверти века назад, когда создавалось новое интеграционное объединение, важно было не только сохранить, но и развивать торгово-экономические связи, упростить перемещение граждан, напомнил Александр Лукашенко. Совет руководителей таможенных служб СНГ был образован в 93-м году. Эта структура сыграла основную роль в создании нормативной базы зоны свободной торговли.
Учитывая транзитный статус Беларуси, на заседание в Минске пригласили представителей Польши и Латвии.
На встрече в исполкоме СНГ главы таможенных служб Содружества договорились, что все новации уже до 20 сентября получат не только участники ЕАЭС, но и страны, входящие в СНГ. Смогут воспользоваться белорусскими наработками и соседи из Евросоюза. Для Латвии таможенный вопрос актуален. На границе протяжённостью в
Ингрида Гулбе-Отаньке, и.о. заместителя генерального директора службы государственных доходов Латвии: «То, что с белорусской таможней у нас очень долгое и хорошее сотрудничество – это факт. У нас очень много подписанных договорённостей, которые ведут к тому, чтобы мы лучше взаимодействовали».
Хоть с Азербайджаном у Беларуси общей сухопутной границы нет, таможенные службы двух стран намерены усиливать сотрудничество. Делегация с Кавказа приехала в Минск с увесистым пакетом документов и предложений.
Айдын Алиев, председатель Государственного таможенного комитета Азербайджана: «В числе документов – это приглашение таможенной службе Беларуси посетить Азербайджан. Мы хотели бы поднять наше сотрудничество отныне на двусторонней основе на более высокий уровень. Мы договорились с коллегами проработать акт о предварительном информировании об экспорте-импорте товаров. Сферы интересов огромные. Есть нормативный документ о подготовке профессиональных кадров».
В декабре пять стран Евразийского экономического союза примут Таможенный кодекс, в котором будут закреплены единые для всех участников нормы. Новшества сейчас активно отрабатывают на практике и большую часть внедряют на белорусской таможне.
Юрий Сенько, председатель государственного таможенного комитета Беларуси: «Есть много новелл, которые мы уже откатали в пограничных пунктах пропуска, на внутренних пунктах пропуска. Они нашли отражение в новом Таможенном кодексе. И очень приятно, что наши специалисты приложили руку, чтобы норма закона, который родится, была работоспособной, эффективной для бизнеса всех наших стран и эффективному контролю со стороны таможенной службы».
Заседание глав таможенных служб СНГ – 63-е по счёту. За всю историю коллеги рассмотрели 600 вопросов. Свидетелями исторического момента гости стали и сегодня: в честь 25-летия таможенной службы Беларуси «Белпочта» выпустила специальную марку.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram