Общенациональное телевидение

Александр Лукашенко: Оптимизация госаппарата не должна сводиться к бездумному сокращению численности

Читать на сайте ont.by

На совещании у Президента говорили об оптимизации функций госаппарата. Квалификация, рабочие обязанности, отношение к людям, даже зарплата чиновников  сейчас на пересмотре у руководства страны. И речь, конечно, идёт не о механическом сокращении численности, задача стоит другая  повысить эффективность работы управленцев. Чему научить? И чего потребовать? Всё это пропишут в Указе, который подготовят в течение года.

В этом проекте документа учтены выводы не одного года – в последний раз оптимизацию госаппарата проводили в 2013-м. Исходя из такой же политики – во главу угла ставить не численное сокращение, а пересматривать функции каждого госслужащего – не занимается ли он тем же самым, чем и чиновник в соседнем кабинете?

И даже если в цифрах. Удачный пример – в Гомельском фонде госимущества объединили отделы реформирования коммунальной и государственной собственности. Теперь здесь один начальник, общий документооборот, и даже разместились не на двух, как раньше, а на одном этаже. Но главное – нагрузка распределилась по-другому. Учётом, оценкой, приватизацией и экспертизой имущества теперь могут заниматься все 44 специалиста.

Екатерина Зенкевич, директор Гомельского областного территориального фонда государственного имущества: «Были волнения, были беспокойства – это касалось людей. Мы не были до конца уверенными, что у нас всё получится. Но требования времени у нас такие, что мы должны работать лучше, быстрее. И буквально в течение первого месяца адаптировались».

Ещё одно жёсткое требование Президента – не терять людей. Особенно в небольших структурах. Сельские или районные советы, во многих «ставок» не наберётся и с десяток. А председатель, если нужно, и бухгалтер, и агроном.

При этом государственных менеджеров нужно учить. С этим согласны все: не только практикой на местах, но и в вузах. Даже если из студенческого возраста они вышли давно. Академия управления при Президенте – здесь готовят к экзаменам на госслужащего. Требования сегодня – от знания законов до основ психологии. Сдают не с первого раза и не все. Тем не менее, уровень даже для поступления предлагают поднять – автоматически это повысит и уровень значимости такого образования.

Виталий Петрушкин, заведующий кафедрой госстроительства и управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь: «Все назначения, в том числе которые проходят по кадровому реестру Главы государства, мы в первую очередь смотрим, кто из них был нашим выпускником, эта цифра колеблется от 60 до 78%. Мы вступили в полосу жёсткой конкуренции на мировых рынках, мы должны готовить высокого качества управленческие кадры».

В странах Евросоюза доля госаппарата составляет 5% от экономически занятого населения, в Украине достигает 6%, цифра для Беларуси – 3,5%. Немного, но как любая машина, «государственная» тоже требует техосмотра. Хотя бы раз в пять лет.

Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Есть в мире серьёзные информационные технологии, которые позволяют заметно снизить число участников, но поднять качество управленческих решений. Резких движений не будет, будет спокойная выверенная траектория. Не в отрыве от экономики и без компанейщины».

Сейчас в проекте Указа, подчёркивают в правительстве, – только контуры документа. С решениями не будут спешить, впереди год работы над грамотной оптимизацией функций, а не искусственным механическим сокращением. Но самое главное, чего само время сегодня требует от госслужащих и чему не всех можно научить, – отношению к людям. Социальной ориентированности в работе, когда чиновник «слышит» проблемы, с которыми к нему приходят. И такие люди в «государственной машине» всегда найдут достойное место. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by