Беларусь будет работать только во имя мира в Украине, странам необходимо усилить взаимодействие и по чернобыльской проблематике. Об этом заявил президент. Александр Лукашенко вместе с украинским коллегой Петром Порошенко в годовщину аварии посетил пострадавшие районы на территории обеих стран. И встретились два президента там, где всё началось, на Чернобыльской АЭС.
Они встречаются в третий раз. Впервые переговоры состоялись в Киеве, потом был тяжёлый «нормандский формат» в Минске. Теперь Чернобыль. Место знаковое и скорбное для миллионов людей. И в первую очередь для двух народов-соседей – белорусов и украинцев. До белорусской границы всего 12 километров.
От города Чернобыля до Чернобыля-станции президенты едут в одной машине, и им есть что обсудить. Среди вопросов и безопасность, и экономика и, конечно, экология и Чернобыльская АЭС. Последний киловатт энергии здесь отдали в 2000-м году. Но станция работает, правда, приоритет теперь отдан обеспечению безопасности. В штате – 2,5 тысячи человек. Сегодня многие из них пришли почтить память тех, кто потерял здоровье и жизни.
И хоть местные говорят – радиации сегодня здесь меньше, чем на Крещатике в Киеве – спокойней становится едва ли. Уж очень твёрдо засели в сознании слова «Чернобыль» и «радиация». В первую очередь оттого, что угрозу, увы, не видишь и не слышишь. Так было в апреле 1986-го. Взрыв случился ночью из-за фатальных ошибок при испытаниях. Пожарные потушили огонь, и только потом мир узнал о последствиях. Аварии в Чернобыле МАГАТЭ присвоило максимальный уровень ядерных событий: 7 баллов из 7. Это самая мощная ядерная катастрофа в мире.
Что случилось с реактором и как над четвёртым энергоблоком установили первый купол, сегодня президентам объяснял директор станции. Всё подробно, до мельчайших деталей.
Сегодня основная работа кипит возле того самого четвёртого энергоблока. Чтобы добиться ещё большей безопасности, над ним соорудили многослойную крышу. В прошлом ноябре арку надвинули над реактором. Спустя пару месяцев сделали замеры – радиационный уровень уже снизился в два раза. Ввести в эксплуатацию саркофаг французские и американские специалисты обещают в ноябре нынешнего года. Говорят, служить будет сто лет.
Игорь Грамоткин, генеральный директор государственного специализированного предприятия «Чернобыльская атомная станция»: «Мы проинформировали трудовое сообщество, что арка день в день была не только надвинута, но и введена в эксплуатацию».
Объект обошёлся в полтора миллиарда евро, но сумма значения не имеет. Сегодня трудно подсчитать, какой ущерб понесли страны от загрязнения радионуклидами. А счёт на человеческие жизни от радиационных последствий уже пошёл на сотни тысяч. Для того, чтобы не повторилась атомная трагедия, и нужна экологически безопасная система. Чтобы миллионы людей в Беларуси, Украине и по всему миру чувствовали себя в безопасности. Александр Лукашенко и Пётр Порошенко заверили, что страны будут оказывать друг другу всемерную помощь.
Ещё один стратегически важный объект, который посетили президенты, – площадка для хранения отработанного ядерного топлива. Действующие резервуары заполнены под завязку, но строят новые, по самым современным технологиям. Сюда будут привозить топливо с трёх других атомных станций – Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской. Фактически Чернобыльский объект превращается в комплекс. Правда, с другим атомным подтекстом.
Игорь Грамоткин, генеральный директор государственного специализированного предприятия «Чернобыльская атомная станция»: «Сегодня всё наше топливо находится здесь. Мы его извлекаем и перевозим вот сюда».
Чернобыльские земли, пусть с грифом «зона отчуждения», украинские власти хотят перепрофилировать. Но энергетический уклон оставить – только добывать киловатты уже из солнечных батарей. Визит в Чернобыль стал лишь первой точкой сегодняшней встречи двух президентов. С земли украинской Александр Лукашенко и Пётр Порошенко на вертолёте белорусского президента отправились на Полесье. Словно и нет никаких границ.
Общие интересы по преодолению последствий ядерных катастроф у двух стран по-прежнему высоки. Официальный Киев хочет создать вокруг Чернобыля биосферный заповедник и рассчитывает на многолетний опыт белорусских учёных из Полесского радиационного заповедника. Для Беларуси вопросы ядерной безопасности по-прежнему актуальны. И не только потому, что наша страна пострадала больше других от взрыва в 1986-м, но ещё и потому, что строит собственную атомную станцию.
Подписывайтесь на нас в Telegram