Во Дворце Независимости состоялась встреча Президента Беларуси с российскими журналистами. Разговор традиционный, в таком формате проходил не впервые, но каждый раз он вносит ясность во многие актуальные темы. Вот и сейчас Александр Лукашенко был готов откровенно отвечать абсолютно на все вопросы.
Как результат: более четырёх часов о политике, экономике, смертной казни, защите бездомных животных. В зале присутствовали и снимающие, и пишущие журалисты, даже блогеры, впервые – эксперты из России. Слухи, фейки – эти явления знакомы специалистам медиасферы, но вот когда искажённая информация проникает в дела государственные – другое дело.
Нюансы белорусско-российских отношений стали центральной темой. Президент заявил: наша страна отстаивает свой суверенитет и выступает за взаимовыгодную интеграцию, но при соблюдении договоренностей. Если нет, то какая это интеграция? Впрочем, Александр Лукашенко призвал не раздувать пламя из споров союзников, главное – желание найти компромисс.
Все без исключения журналисты остались под большим впечатлением от разговора. Отметили (в который раз!) прекрасные ораторские способности нашего Президента, умение расставить точки над И. Что говорить – встреча уже разобрана на цитаты. И их читает многомиллионная аудитория.
Всё сказанное здесь разнесётся на огромную аудиторию. Совокупный тираж изданий, в которых печатаются приехавшие в Беларусь журналисты, больше 4,5 миллионов экземпляров; потенциальных телезрителей и радиослушателей – почти 700 миллионов человек, посещаемость интернет-порталов – шесть миллионов заходов в сутки, а блогерская аудитория – под три миллиона. Их смотрят, читают, слушают, но так ли много знают о Беларуси. И не замыливают ли глаз заголовки с негативным подтекстом?
Проехать по стране – шанс узнать, чем она живёт и дышит из первых уст. Да, в отношениях Минска и Москвы не всё гладко. А может это просто болезни роста интеграции?
Журналисты, блогеры, впервые на подобной встрече и эксперты из России. Это показывает, что запрос на информацию из Минска велик.
Вообще это, конечно, журналистский долг, обязанность: если и не добывать, то хотя бы проверять информацию у первоисточника. Но когда им становится глава другого государства – это ещё и большая журналистская удача. Страны ведь вроде и рядом – границы нет, но в информационном плане порой кажется, что между ними стена. Иногда это напоминает блокаду – в России откровенно мало рассказывают про Беларусь. А порой наоборот – информации так много и она так противоречива, что и не поймёшь, где правда, а где разыгралась журналистская фантазия.
С прошлой подобной встречи прошло два года. Но как изменился мир! Слухи, домыслы и фейки – они стремительно распространяются в медийном пространстве. В том числе и в союзном. Президент готов развеять любые слухи. Отдельные, кажется, пустили корни в соседней стране…
Добавить сюда обслуживание этих кредитов, немаленькие проценты и они, выходит, не такие уж сладкие. Но главное, по мнению Александра Лукашенко, даже не это. А то, что промкооперация связывает тысячи предприятий, на которых работают десять миллионов россиян, с семьями – все 40. Так кого подпитывает российская экономика?
Чем не информационный повод? Президент ведь обещал – их будет много. Откровенно, но не скандально – в отличие от историй, которые время от времени раскручивает российская пресса.
Связи производственников, в конце концов, регионов, покрепче любых уз. В этом уверен Президент. Беларусь пускает на свой рынок любой российский капитал. Но взаимно ли это? Неравенство в союзе двух стран появилось не вчера. Президент погружается в историю вопроса в поисках первопричины. О таком они могли не знать!
Передел сфер влияний – опасная вещь. Президент Беларуси (государства-гаранта стабильности и безопасности славянского мира) призывает журналистов нести ответственность за каждое слово. Оружие массового поражения – сравнение не лестное, но отрезвляющее. Этот посыл тут же находит отклик. Журналисты стремятся разобраться, что происходит в Союзном государстве. Большинство вопросов вокруг интеграционной тематики. Кто-то спешит хоронить интеграцию, мол, посмотрите и даже визовое соглашение накануне не подписали.
Нет нужды в который раз говорить, почему тариф на транспортировку газа не должен быть разным для союзников или чем чреват нефтяной налоговый манёвр для белорусской экономики. Добавить сюда создание в России производств-конкурентов белорусским предприятиям и выходит далеко не самая радужная картина.
На этом, казалось бы, не самом благоприятном информационном фоне – российская сторона заговорила о необходимости более глубокой интеграции. Дескать, вот тогда всё будет равным. Владимир Путин в Санкт-Петербурге, Дмитрий Медведев накануне в Бресте… Если говорить совсем просто, то есть повод задуматься, откуда растут ноги.
Александр Лукашенко несколько раз делает отсылку к скорой встрече с коллегой. Он, может, и хотел бы сказать больше, но сделать этого не может. Хотя расспросить его всячески пытаются.
Развивать союз, отбросив личные интересы, сигнал Москве от Александра Лукашенко. Он вообще не раз подчеркнёт: сейчас так просто увязнуть в мелочах, взрастить деревья, за которыми не разглядишь и леса.
Речь заходит и о союзниках в интеграциях большего формата. Журналисты вспоминают шумиху вокруг недавнего саммита ОДКБ. Вопрос не в глаз, а в бровь: а почему бы не пойти навстречу Армении с выбором Генсека? Мол, не та ли это мелочь, способная рассорить партнёров?
Тема с извинениями ещё всплывёт, но пока об Армении. Александр Лукашенко подробно объясняет все нюансы тех переговоров и тонкости дипломатии в отношениях с Ереваном. Так речь заходит и о нагорно-карабахском конфликте. Позиция Беларуси и России консолидирована. Страны обещали при необходимости ввести воинский контингент для обеспечения гарантий. Но сложно помочь тому, кто этой помощи не ждёт.
И как тут не вспомнить про Украину! Надо признать, российские журналисты этой темы касаются весьма осторожно.
Перевернули с ног на голову: как тут скажешь по-другому? Конечно, Александр Лукашенко знает, что о нём пишут, как выдёргивают его же фразы из контекста. Возможно ли этого избежать? Вряд ли. Стоит ли с этим мириться? Отнюдь.
Такова уж президентская должность – всегда есть риск быть непонятым. Может, оттого Александру Лукашенко вновь и вновь задают вопросы, на которые, кажется, уже даны ответы. Спрашивают о сохранении общей памяти. Президент в шоке от войны с памятниками в соседней Польше. Просят секрет стремительного развития IT-отрасли. Но Gрезидент уверяет: ПВТ не сразу строился. Защита бездомных животных – Александр Лукашенко готовит ответ Бриджит Бардо. Так «договариваются» до почти что философских вопросов.
Президент не склонен идеализировать и формулу счастья видит в простом. Он так открыто говорит о многом, о чём в среде политиков принято молчать, что сам собой рождается вопрос: подскажите рецепт от лицемерия, можно ли жить без него?
О честности и прямоте когда-то договорились президенты Лукашенко и Ельцин, этих же принципов решили придерживаться лидеры Лукашенко и Путин. Просто кто-то этого не понял.
Достучаться до российских журналистов – вот цель встречи. И Президент этого не скрывает. Оценивать слова Александра Лукашенко можно как угодно – это право у журналистов никто не отберёт и сам Президент к этому готов. Он просит о другом – правильно его понять.
Из этого зала они выйдут явно озадаченными. Президент обещал информационные поводы, а они есть. Многое из сказанного уже – яркие цитаты, броские заголовки. Но впереди самое важное – осмысление.
Десятки журналистов и экспертов с многолетним опытом за четыре часа пусть и не нашли ответы на все вопросы, но и без того близкая Беларусь им, кажется, стала ближе и уж точно понятнее. Кто бы, что не говорил.
Подписывайтесь на нас в Telegram