Общенациональное телевидение

Лукашенко: «Деньги под ногами – взять не можем». Подробности совещания с руководством Совета Министров

Читать на сайте ont.by

Развитие электротранспорта, работа с финансово нестабильными предприятиями, трудовые гарантии и переработка упаковки. Все эти темы обсуждали сегодня во Дворце Независимости. Значение их для макроэкономики, конечно, разное. Но, как подчеркнул Александр Лукашенко, вопросы во многом затрагивают интересы людей. Значит, нужно обсудить и прийти к компромиссу. Президент созвал совещание с руководством Совета Министров. В его составе одни руководители – сравнительно недавно, другие – опытные. И как раз этот сплав был полезен для нынешнего разговора.


Многие нерешённые вопросы, как говорится, «с бородой». Почему то, о чём договаривались, ещё не выполнено? По какой причине оттянуты решения, суть которых – как раз в оперативности? И нужно ли нам копирование зарубежного опыта или рациональнее выработать свою систему с учётом особенностей Беларуси? Александр Лукашенко напомнил: система должна быть нацелена на безусловное обеспечение интересов людей. 

Совещание Президента с руководством Совета Министров происходит на фоне нефтяного противостояния. Нет, в этот раз речь не о поставках на белорусские НПЗ. Теперь Москва не согласилась снизить объёмы добычи на переговорах со странами, входящими в нефтяной картель ОПЕК, и баррель марки Brent  обрушился до $31. Рекордно низкая цена со времён войны в Персидском заливе 1991 года ударила по самой России, где рубль сорвался в пике. Всё это, конечно, не может не влиять на экспортоориентированную Беларусь. Впрочем, экономическая лихорадка у наших восточных соседей и коронавирусная  у западных не должна стать поводом для того, чтобы страдали работники конкретного белорусского завода.

Это вовсе не означает, что государство будет вливать деньги из бюджета в предприятия, которые, как говорят в народе, на ладан дышат. Поддержка только тем, кто видит перспективу и даёт конкретную отдачу. Да, у некоторых есть проблема с закредитованностью, но, выражаясь медицинским языком, если динамика положительная, нельзя прерывать лечение.  Вот и Президент приводит в пример директиву Европейского союза «О реструктуризации и предоставлении второго шанса». Название говорящее. Если раньше таким образом предприятия, то есть рабочие места, спасали лишь во Франции, то сейчас документ уже вплетают в свои законодательства все страны ЕС. То есть на первом месте там теперь, как и у нас, восстановление должников, а не приоритет кредиторам. Интересы белорусских работников должны быть учтены в новом законе о банкротстве. Президент дал согласие, чтобы правительство внесло документ в Палату представителей. Откладывать решение важных вопросов нельзя. В их числе – переработка отходов. Откровенно запаздывает.  

На этом заводе звон бьющегося стекла не стихает круглые сутки. На территории – настоящие горы из осколков. Такой мусор не разлагается в земле тысячу лет. «Бой» (так называют груды осколков рабочие) здесь на вес золота. Чтобы получить всего около 20 тысяч новеньких бутылок, нужно 120 тонн такого сырья. Практично, экологично, вполне дёшево, но в наших реалиях собрать его не так-то просто!

Конечно, можно «выдуть» товар с нуля. Именно так из специальной «шихты» завод и производит почти две трети продукции. Но гораздо выгоднее дать использованной стеклотаре вторую жизнь, а не закапывать в землю вперемешку с остальным мусором. На заводе разводят руками – боя просто не хватает.

Соответствующий указ Президентом уже подписан – изменения вступят в силу с июля. Там и компенсация для тех, кто компостирует, перерабатывает или сжигает топливо из отходов, создаёт экологическую упаковку. Прописаны стимулы для раздельного сбора мусора. Что касается залоговой тары, на помощь могут прийти тароматы. Засунул бутылку – получил деньги. Схема отработана на Западе – осталось перенять. Условный рубикон – следующий год, когда Беларусь частично откажется от пластика. Весомая экологическая заявка наряду с электротранспортом.   

Если ещё лет пять назад владельцы электрокаров мучительно искали, где бы подзарядить своё авто, то теперь, например, на предприятии в Могилёве делают зарядные станции, которые можно ставить буквально на любой парковке. Причём это не единственное предприятие в Беларуси, где производят подобные устройства. Большинство устанавливают в Минске, но растёт сеть по всей стране – теперь расстояние между зарядными станциями не больше 100 километров. Всего установлено около 350 общественных зарядок, и примерно столько же зарегистрировано электромобилей. Учитывая, что ежегодно в Европе продают сотни тысяч машин с батареями, а рынок прирастает на четверть, мы отстаём.

Количество зарядных станций в стране в этом году вырастет ещё на 150, но пока основной преградой, которая не даёт заменить чадящие выхлопными газами машины электромобилями, остаётся их стоимость. Причём дело не в цене самих авто, а в налогах и пошлинах. Чтобы привести в Беларусь такую машину, сейчас нужно заплатить 15-процентную пошлину и 20-процентный НДС, то есть к цене прибавляется больше трети. Допустим, электрокар стоит $10 тысяч – а обойдётся он, учитывая утильсбор, почти в  $14 тысяч. Пока в ЕАЭС обсуждают снятие пошлины, Беларусь готова полностью обнулить и налог на добавленную стоимость. И это ещё не весь комплект. 

Дмитрий Крутой, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Внедрение косвенных стимулов, например, освобождение от налога на участие в дорожном движении, бесплатные парковочные места, использование выделенной для городского транспорта полосы на дороге и другие инициативы. В принципе, Президент их все поддержал. В ближайшее время документ будет доработан».

К стимулированию рынка электрокаров готовы подключиться и финансовые структуры. Первое кредитное предложение от банка уже есть.  

Закладывается электротяга и в образование. Через несколько месяцев студенты получат дипломы уникальных для страны специалистов.  В Белорусско-Российском университете они изучали электрооборудование автомобилей, тракторов, а теперь еще и электромобилей. Девять будущих инженеров. На просторах СНГ такие кадры готовят только здесь и в Москве. О том, что рынку в скором времени понадобятся специалисты по электрокарам, в могилёвском университете задумались несколько лет назад.

Подопытный экземпляр для лаборатории нашли. Он приплыл из Калифорнии. С виду обычный автомобиль: вместо топлива – заряд, вместо двигателя – преобразователь энергии.  

Стимулировать в Беларуси будут не только рынок электрокаров, но и руководителей местной власти. Это, пожалуй, самый обсуждаемый вопрос на сегодняшнем совещании. 

Главный вопрос: как определить, заслужил ли условный председатель райисполкома финансовый бонус и в каком размере? Были на сегодняшнем совещании те, кто предлагал увязать премию с показателями объёма продукции. Но и Президент и правительство против, ведь товар мало произвести, главное – его продать, и с прибылью.     

Управленцам стоит рассчитывать не только на пряник. Кнут тоже будет. Особенно за бесхозяйственное отношение к технике, приобретённой с господдержкой.

Если контроль за бесхозяйственностью в дополнительных указах не нуждается, то по остальным вопросам нормативные акты не заставят ждать. Посыл Президента предельно чёткий, и в интересах ответственных за эту работу реализовать его максимально быстро.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by