Сегодня Глава государства утвердил решение на охрану госграницы. Подобный документ подписывается ежегодно. Это связано с тем, что ситуация у рубежей страны быстро меняется, и нужно своевременно реагировать на новые вызовы.
Среди главных – ввоз оружия и боеприпасов, это последствия вооружённого конфликта у южных соседей. С востока стремительно растёт поток незаконных мигрантов и следовательно – попыток пересечь западный участок границы в прошлом году стало больше. Набирает обороты и наркотрафик – за год белорусские пограничники задержали почти полтонны запрещённых веществ.
Учитывая всё это, число пограничников, охраняющих рубежи, может быть увеличено. Как заявил Президент: шаг беспрецедентный, но национальная безопасность – важнейший фактор. При этом известное с советских времён выражение «граница на замке» для суверенной страны в центре Европы не актуально.
Александр Лукашенко подчеркнул: для гостей нужно создать благоприятную атмосферу с первых минут пребывания в Беларуси. Конечно, к нелегалам и наркокурьерам это не относится.
Когда белорус говорит «граница» – это, скорее всего, услышат в Гродненской области. Вильнюс и Варшава, впрочем, манят не только наших граждан. Польные-Богатыри – одна из двух застав региона. Здешние пограничники вполне бы могли изучать политическую карту по гражданству задержанных нелегалов. Куба и Вьетнам уже не удивляют, но встречаются и мигранты из экзотических Нигерии и Эритреи.
Михаил Скорина, официальный представитель Гродненской погрангруппы: «За 2018 год нашими сотрудниками задержано порядка 150 нарушителей госграницы. Для сравнения, это на 42% больше, чем в предыдущем 2017 году. Увеличение процента незаконной миграции через госграницу связано, в том числе, и с проведением чемпионата мира по футболу в РФ. Нарушить госграницу на участке нашей погрангруппы пытались в основном граждане афро-азиатского региона, выходцы с Кавказа, а также Южной Америки».
Но при этом потоки нелегалов – не статичны: организаторы трафика чутко реагируют на любое изменение в геополитике, вынуждая чутко реагировать и наших пограничников. Именно потому решение о том, как мы будем организовывать охрану госграницы, Александр Лукашенко принимает каждый год. Всё просто – оперативная ситуация на разных участках рубежей меняется.
Задача со звёздочкой для пограничников – дело привычное. Границы с братской Россией, например, нет, но нужно ведь зачищать каналы незаконной миграции и наркотрафика с Востока. На границе с Литвой и Польшей проблема в потоке нелегалов, которые стремятся на Запад к европейским пособиям по безработице. Третья проблема приходит, точнее, пытается прийти с юга. Украина, конфликт на Донбассе – и массовое вооружение гражданских, которые, денег ради, «стволы» и боеприпасы порой пытаются ввезти к нам.
Об этом уже говорили год назад. Сегодня – ревизия тех решений.
И ведь самое простое – резко усилить контроль количеством. Проверять с пристрастием каждую машину, на самом деле, не проблема, но тогда наши честные граждане и не менее честные гости будут объективно недовольны: очереди, больше времени на КПП, нам это, конечно, не нужно. Чтобы убить двух зайцев даже без выстрела – каждый год утверждается план модернизации погранпереходов.
И снова – застава Польные-Богатыри, в зоне ответственности которой 15 км границы с Евросоюзом. Чтобы и мышь не проскочила, здесь есть «Ворон» – новейший комплекс охранной сигнализации по уровню вибрации проводов умеют «засечь» любого нарушителя. А вот на сильный ветер или животных система не реагирует. А ещё – камеры с поворотом в 360 градусов с автофиксацией лиц нарушителей. «Ворон» позволил сэкономить на кадрах: комплекс работает без перерывов, без выходных, без праздников и без ошибок.
Дмитрий Заплешников, заместитель начальника пограничной заставы «Польные-Богатыри»: «Дежурный может самостоятельно определить сработку, тревожная группа может выехать только в целях обнаружения признаков нарушения госграницы и не выезжать на ложные сработки. Соответственно, увеличивается время для занятий с личным составом, проведения боевой подготовки».
Параллельный путь – не увеличивать количество пограничников, а обучать их, чтобы один специалист выполнял функцию двух, а то и трёх сотрудников, не теряя при этом в скорости и качестве. Так появилась идея передать на некоторых участках часть функций от Комитета пограничного Комитету таможенному. Юрий Сенько, кстати, полторы недели назад докладывал Президенту – этот эксперимент с января 2018 года оказался удачным. Сегодня Александр Лукашенко настаивает – нужно совершенствоваться и дальше. И даже увеличение нашего «контингента в погонах» на границе будет решением верным, если верно к нему подойти.
Для начала объясним, что за манёвренная группа. Скажем, если поставлена задача – блокировать на границе подозрительную машину, водитель которой вооружён, с этим и быстрее, и качественнее справится не рота обученных общевойсковым навыкам солдат, а взвод из шести-семи специально обученных под такие цели профессионалов. Это и есть манёвренная группа, которая подчиняется лично начальнику заставы. Фактически – пограничные силы специальных операций. Операций – увы! – становится всё больше.
Анатолий Лаппо, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси: «Мы охраняем не только государственную границу Беларуси, но защищаем от нелегальной миграции ещё и Европейский союз. И здесь мы должны действовать сообща».
Чтобы не быть голословным – цифры, далёкие от пропорций. 26,5 млн человек пересекли нашу границу в 2018 году, плюс 9 млн машин – это рост к году 2017-му на 3,7% соответственно. А нарушителей задержано 725 человек. На 22 % больше, чем годом ранее. 40 каналов незаконной миграции (причём с Востока на Запад поток вырос в полтора раза), 450 кг наркотиков (рост сразу вчетверо), 172 единицы оружия и 1600 боеприпасов.
Манёвренные группы, однако, в мире дислоцируют на самых сложных участках границ. У нас такие участки тоже есть. Речь снова об Украине. О том, что у южных соседей много незарегистрированного оружия, говорила белорусская логика. А недавно об этом заговорил и киевский генпрокурор. По данным Юрия Луценко, цитата, «в стране сейчас от 3 до 5 млн нелегальных стволов». Что с оружием будет делать Украина, вопрос не наш. Наш вопрос в том, что будем делать мы.
Анатолий Лаппо, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси: «Мобильные группы и манёвренные в первую очередь ориентированы на решение внезапно возникающих задач. У командира части должен быть постоянно резерв, который поднимается в течение 3-4 минут».
Впрочем, основные усилия Госпогранкомитета направлены как раз на то, чтобы избежать этих четырёх минут на оперативное реагирование. При этом систему превентивную выстраивают так, чтобы ни у кого из-за нашего повышенного внимания к нашим же границам не возникало дискомфорта – ни у граждан, ни у целых государств.
Итог сегодняшнего рассмотрения решения Президента по охране границ, на самом деле, простой – мы оперативно и соразмерно реагируем на любой внешний вызов и делаем так, чтобы не возникало вызовов внутренних. Стратегия же наша неизменна: нарушители и преступники будут жёстко остановлены, а тем, кто в гости едет с благими намерениями – добро пожаловать в Беларусь.
Подписывайтесь на нас в Telegram