Общенациональное телевидение

Александр Лукашенко на обсуждении законопроекта о ВНС: собрание не может вмешиваться в деятельность других органов

Читать на сайте ont.by

Покой им только снится. Хотя во снах, вероятнее всего, они видят текст законопроекта о ВНС. Каким быть Всебелорусскому народному собранию, обсуждали, и не раз, но даже перед этим совещанием оживленная дискуссия. Это профессиональное собрание, чтобы подвести итоги народного обсуждения. Пять сотен откликов за десять дней – это серьезно.


Перед тем, как отправить документ в большое плавание, они еще раз сверят механизм работы собрания. Оно создается не по образу и подобию министерства или правительства, нет, это больше похоже на встречу людей, чья цель – мозговой штурм – по сути и по духу.

Высший орган народовластия, то есть властвовать должен народ. Но Александр Лукашенко слышит критику – дескать, а точно 1 200 человек смогут представить интересы десяти миллионов?

Это отразят в законе как раз по следам общественного обсуждения. Люди просили – делегатов разных социальных слоев, разных статусов и даже разного возраста – и их, уверяют, услышали. Вообще, это очень тонкий момент: как сделать так, чтобы каждый смог увидеть в собрании свое отражение и при этом оно было профессиональным и компетентным? Вече и толпа не одно и то же.

Светлана Любецкая, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Идеи, которые закладываются, должны послужить формированию профессионального, ответственного состава ВНС из людей, которым высказали доверие большие народные массы. Самовыдвижение – это, конечно, хорошо. Можно себя оценивать очень высоко. Но соответствует ли эта субъективная оценка объективному мнению – это вопрос. Поэтому в проекте закона и предлагается такой механизм, что выдвинуть делегатов на ВНС должны большие группы людей. Если мы говорим о гражданском обществе, то кандидата должны поддержать не один, два или три человека. Это большие общественные объединения, массовые, где эти люди себя показали, зарекомендовали, есть представление об их профессиональных, человеческих качествах, о способности принимать решения. Что касается депутатов – они же тоже проходят общественную оценку избирателей, и это решение граждан – доверят ли представление своих интересов. Будет единый день голосования в 2024 году. И это очень знаковый период, когда момент истины и наступит. И это влияние граждан на формирование того состава, который они хотят видеть».

И тут встает другой вопрос: так если это – высший представительный орган, значит, власть высшая, выходит, и решать должна все? Но Президент предостерегает от подмены понятий. ВНС будет утверждать стратегию развития страны. Тактикой и так есть кому заниматься.

Под это в законопроекте прописали даже отдельную статью – по результатам все того же общественного обсуждения. Тут есть и еще один важный момент: одинаково ли все понимают слово «стратегия». Понятно, что для кого-то починка крыши или строительство дома может стать стратегической задачей, но не надо путать ВНС с райисполкомом. Задача Всебелорусского народного собрания – определить, кто мы и куда идем. А крыши… Крышами уж на самый крайний случай заняться, как мы видим, может даже Президент.

И если в ком-то на секунду заговорила досада в духе «а зачем тогда нам столько делегатов», то Александр Лукашенко ответит на этот немой вопрос так открыто, как, пожалуй, никогда ранее.

Общество хочет показать свою зрелость? Хочет выйти на уровень гражданского? Такое же вроде знамя поднимали в 2020 году…Так государство и пытается направить эту энергию в мирное русло. И тут впору задуматься: а может, как раз для этого оно и существует? Государство ведь должно стоять на защите интересов всех граждан. И тут уже не так важно – сторонники они или противники власти. Важно, чтобы они не передрались, образно говоря, между собой. Вот для этого-то ВНС и нужно.

Светлана Любецкая, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «В исключительных случаях оно должно включиться как страховочный механизм, как орган общественного согласия. Если какой-то спорный вопрос или конфликт по той или иной ситуации, кто должен выслушать всех, обсудить и предложить разумное консенсусное решение? Сегодня государство предлагает институт в лице ВНС».

Своего рода страховкой от внутриполитического раздрая должно стать и упорядочение деятельности политических партий.

Александр Лукашенко не предлагает смешать левых и правых в провластный коктейль. Он о другом. Интересы государства – в центре, а вот подойти к ним можно и слева, и справа – тут уж кому что ближе.

И речь не о том, что надо всех научить родину любить, но закон исключает иностранное финансирование, читай – влияние. Кто платит, тот заказывает музыку – тут все понятно. Да и вообще, условий для создания партий совсем не много, так что разработчики уверяют: закон не для того, чтобы задавить инициативу, а чтобы призвать инициативных к порядку.

Сергей Хоменко, министр юстиции Беларуси: «Никаких сложностей для того, чтобы создать партию, не существует. Единственными условиями, которые оговорены, являются поддержка развития конституционного строя государства, недопущение финансирования со стороны иностранных источников и недопущение пропаганды экстремизма, терроризма и других проявлений. Все возможно. Главное – проявить инициативу».

Вопрос, конечно, все ли инициаторы готовы брать ответственность за свои инициативы. Но это тема другого разговора. А пока оба законопроекта готовы отправиться в парламент. Там они вновь пройдут через сито дискуссии. Но они ведь и нужны для того, чтобы договариваться в перспективе стало проще.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by