Общенациональное телевидение

А. Лукашенко в середине 90-х завоевал доверие народа и начал действовать – ему противостоял парламент

Читать на сайте ont.by

Наверное, плох тот политик, который не мечтает стать у руля страны. Но Лукашенко исходит не из личных амбиций. На первом же заседании осенней сессии Верховного Совета, который, к слову, так и не уйдет в отставку, он скажет то, чего Овальный зал еще не слышал. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Всю полноту ответственности за сложившуюся ситуацию, в том числе и за прошлое, я беру как Президент на себя. И я сегодня буду отвечать перед вами и народом за то, как будут реализовываться те или иные основные положения этой программы». 

Владимир Андрейченко: «Он говорил, что страна находится на грани пропасти, страну надо отвести от пропасти. Именно он предложил вот такие реальные действия. Три приоритета было определено: экспорт, продовольствие и строительство жилье. Это такие болевые точки, которые интересовали тогда весь народ».

Ответственность – то, что все эти годы будет разительно отличать Президента от большинства политиков. Но вместе с победой на выборах Александр Лукашенко получит разваленную экономику и народное недовольство. Настанет время по-настоящему засучить рукава. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Именно по ходу работы этой сессии избиратели будут судить, насколько парламент и президент готовы к повседневной конструктивной работе». 

Вскоре станет очевидно: борьба за власть в Беларуси не окончена. Парламент будет пытаться проводить законы, на которые просто нет средств, и при этом саботировать инициативы, предложенные Президентом. И это не в парламентских Армении или Грузии, а в президентской Беларуси! 

Григорий Василевич: «Просто нужно было настроиться на конструктивную волну. Этого не произошло. Это тоже раздрай, который продолжался еще несколько лет. Он действительно не красил оппонентов власти». 

Делалось ли это, что называется, по привычке или отдельные деятели Верховного Совета уцепились за власть и боялись разжать руки? Вопрос риторический. К примеру, в марте 96-го еще не принят бюджет. Вот как его комментирует тогдашний министр финансов. 

«Одна из первейших задач сегодня – это строжайшая экономия всех средств. Но представленный Президентом бюджет, он сбалансирован, он прошел оценку всех экспертов, которых можно только было найти в Республике Беларусь, и он позволил бы республике жить и осуществлять те программы, которые предусматриваются осуществить в 96-м году. – То есть он исполним на вас?Он исполним, да». 

Но часть депутатов пытаются его блокировать. Будто забывая, что без бюджета страна жить не может. 

Михаил Мясникович: «Возникали очень большие претензии у Верховного Совета на то, чтобы сохранить за собой те функции, которые конституционно планировалось, что они будут в ведении Главы государства  Президента. Поэтому вот этот исторический перелом в госстроительстве состоялся уже осенью 1996 года, когда прошел Республиканский Референдум». 

К тому времени опыт уже есть. За год до этого Александр Лукашенко впервые посоветуется с народом – об экономическом сближении с Россией, новых государственных символах и двух языках. Практика покажется удачной. 

Власть в понимании Александра Лукашенко – стержень, на котором держится жизнь в стране. Чтобы наконец снять все противоречия, и подготовят изменения в Конституцию.  

Григорий Василевич: «Эти изменения были за месяц подготовлены, они были хорошо вписаны в базовый текст Конституции 15 марта 1994 года».

Изменения, как и положено по закону, вынесут на референдум. Так, в дополненном варианте Конституции Беларусь превратится из парламентско-президентской в президентскую республику. Верховный Совет же предложит и вовсе упразднить пост Главы государства – всего через два года после его введения. 

Сергей Линг: «Ведь в парламенте, когда готовилось направление импичмент Президенту и так далее, там почти один к одному было. Но народ увидел, начал поддерживать потихоньку. Так удалось переломить обстановку, но не сразу». 

Григорий Василевич: «Я в Конституционном суде все это видел изнутри, и меня это возмущало поведение руководства и судей, все им хотелось консультативный референдум. Как было заложено в Конституции, Президент предложил референдум, никто не вправе был менять. И, конечно, то, что у нас Президент сохранил свои полномочия, это большое благо». 

Владимир Андрейченко: «Встало все на месте, и каждый начал заниматься своим делом. А это самое главное».

Подробности смотрите в документальном фильме ОНТ «Один за всех».


Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by