Реабилитация ёлки. Ровно 85 лет назад 28 декабря в Советском Союзе возобновили традицию празднования Нового года. В газете «Правда» появилась статья с революционным на тот момент предложением – вернуть детям праздник. Не религиозный, а гражданский.
И с тех пор ни один год не обходился без елочных игрушек, мишуры и шампанского. И хотя 2020-й из-за коронавируса поставил праздник под угрозу во многих странах, никто не отказывается от чудес и сказки. Есть установка весело встретить.
Бусы повесили, встали в хоровод. Трудно поверить, но весело встречать Новый год граждане огромного Советского Союза не могли почти 20 лет. Именно столько елка была в списке классово чуждых элементов. Глашатаем ее реабилитации считают партийного функционера Павла Постышева. В газете «Правда» он выступил с революционной статьей – «Даешь хорошую ёлку!». Хотя историки утверждают, что это была не самодеятельность, а правильная реакция партии на знаменитую фразу Сталина, произнесенную всего на полтора месяца раньше.
Всего через три дня после громкой заметки в Харькове (кстати, в вотчине того самого Постышева) уже прошла первая новогодняя елка. Столице же еще понадобилось время: на подбор места, на сценарий. Чтобы никаких буржуазных параллелей. Вместо Вифлеемской на макушках елей появились красные звезды, игрушки – дирижабли и самолеты, на маскарадах – ни волхвы, а только мальчики-красноармейцы и девочки-ударницы труда или лесные зверюшки.
Первая Всесоюзная ёлка в Москве прошла в колонном зале Дома Союзов 1 января 1937 года. На празднике был и главный новогодний персонаж – Дед Мороз. Спустя год вместе с ним детей уже развлекала и Снегурочка. Билет именно на эту елку был предметом желаний всех советских детей – здесь были только отличники учебы. Хотя Сталин и говорил, что «у нас все ёлки главные», но всё же хороводы именно в Доме Союзов были вне всякой конкуренции.
Новый год так полюбился гражданам страны Советов, что его отмечали и тогда, когда, казалось бы, не до праздников. Во время войны ждали 12 ночи даже на передовой. И обязательно наряжали елки. Гильзами, ватой и игрушками из фольги, которые присылали из тыла. Оттуда же солдатам приходили и подарки.
По тому, как готовились к Новому году, можно было понять, как идут дела на фронте. Деньги из бюджета на праздник – целых 2 млн рублей – в СССР впервые выделили на встречу военного 1944 года. Советская армия тогда уверенно наступала, и промышленность смогла найти ресурс для производства не только снарядов, но и новогодних игрушек. Этот Дед Мороз из папье-маше из коллекции московского Музея Победы как раз из той серии. Если бы его делали сегодня, то вполне могли бы добавить примету нынешнего времени – медицинскую маску. В России елки, впервые за 85 лет, снова запрещены. Правда, не по идеологическим, а по эпидемиологическим мотивам. Из-за пандемии никаких хороводов на улицах и гуляний на площадях. Но дома праздник никто не отменял. Дизайнерский тренд этих елок, кстати, именно коронавирусные украшения. Фабрики мгновенно перестроились, просчитав спрос.
В общем, даже в таких условиях «никакого праздника» – это не про Новый год. За 85 лет со второго пришествия ёлки у нас появилось слишком много хороших традиций, которые не отменить даже коронавирусу. А значит, и в этом году «есть установка весело встретить».
Подписывайтесь на нас в Telegram