Общенациональное телевидение

500 дней с начала пандемии COVID-19: как мы прошли это испытание – о медиках и пациентах

Читать на сайте ont.by

К той отметке в «500 дней», которые мы вместе прожили в особых условиях. Кажется, это было вот совсем недавно. А с другой стороны – прошло уже полтысячи дней. И за это время мы стали сильнее, умнее, заботливее и осторожнее. И это испытание, которое просто нужно пройти. Особенно тем, кто без пафоса и громких слов просто делает свою работу, нас спасает. Мы восстановили хронологию и заново прошли весь путь в 500 дней. Вспомним, как это было.


За точку отсчёта нужно брать 22 февраля 2020 года. Первый пациент (иранский студент) прилетел в Минск из Баку, и почти сразу его госпитализировали.

«Я просто себя чувствую простывшим и все, вот сделал пару упражнений, я себя чувствую нормально, спокойно. И пока никто от меня не заразился. 36,8 температура».

Тогда никто в мире не знал, как лечить коронавирус. Эта неизвестность страшила больше всего. Пневмония сжигала лёгкие пациентов и молниеносно распространялась по миру. Хуже всего ситуация была в Южной Корее, Иране и Италии.

Это была первая волна заражений, Минздрав рекомендовал защищаться: носить маски и перчатки, обрабатывать руки антисептиком. Заболеть боялся и Валерий Горда. Но уберечься не получилось. В свои 69 лет он едва не умер.

Валерий Горда: «Я себя видел, как рассказывают, свечение. И я как бы в воздухе вишу и медленно двигаюсь в сторону этого свечения. И начинаю проситься. Темень такая, и впереди – свечение, из темноты лес рук, и меня выталкивают оттуда, и так было несколько раз».

38 дней он был в искусственной коме. Всё это время за жизнь боролись ангелы. В белых халатах. У пациента было 95% поражения лёгких, и шанс на жизнь – всего в 1%. Врачи работали почти на ощупь, не было методик, опыта борьбы с ковидом. Спасали, как могли.

Валерий Горда: «Я видел медперсонал только в костюмах и не представлял, что это молоденькие, красивые девушки, женщины. Особо хочу отметить Викторию Викторовну, которая душу вложила в то, чтобы я жил».

Перечислить имена всех медработников, которые, рискуя собственным здоровьем, вытаскивали пациентов практически с того света, невозможно. За масками тысячи лиц. Первые месяцы пандемии эти люди буквально жили на работе. Помогали студенты медвузов. Хирурги, терапевты, наркологи в одночасье стали инфекционистами. Больницы тоже сменили профиль. В красной зоне работали сутками.

В борьбе с ковидом страна объединилась. Медикам помогали все и всем. Те, кто не болел, старались не заразиться, кто смог победить коронавирус, ещё долго приходили в себя. Учились заново дышать. С мая 2020-го для таких пациентов организовали санаторное лечение, реабилитацию проходили тысячи людей.

Многие, кто смог восстановиться, становились донорами. Позже станет ясно – в 70% использование крови и плазмы эффективно в лечении инфицированных. В стране за время пандемии сделают 5000 переливаний.

Вторая волна, 258 дней назад, октябрь 2020 г.

Через 220 дней после первого случая ковид сезонные ОРВИ и ОРЗ спровоцировали новый рост. Его назовут второй волной. За сутки число инфицированных прибавлялось сотнями. В Европе пытались сдержать заражение локдауном, в Беларуси делали ставку на коллективный иммунитет и меры профилактики. А ещё все ждали вакцину. Спустя почти год с начала пандемии она появилась в России. и первой препарат получила Беларусь.

«Спутник V», октябрь 2020 г.

Андрей Медведев стал одним из ста человек, который решился, чтобы «новинку» протестировали на нём. Да, препарат прошёл все клинические испытания в стране-производителе, но в массы его не пускали.

Андрей Медведев, тренер-преподаватель Городского центра олимпийского резерва по ледовым дисциплинам: «Немногие хотели, люди боялись. Я подумал, что избежать можно только одним способом – вакцинироваться. Это логично, и другого способа нет».

Проверка на «смельчаках» прошла успешно, уже в январе этого года препарат получили те, кто работал на передовой – медики. Через два месяца (декабрь 2020-го) число тяжёлых пневмоний сократилось, медучреждения стали возвращаться к привычному профилю.

Людмила Макарина-Кибак, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «В самом начале было принято правильное решение, что мы не закрылись, не ввели полный локдаун. Не закрыли наших людей дома, люди выработали правильность поведения. Мы знаем, что такое гигиена рук, что нужно носить маски. У нас сохранены инфекционные койки, которые сыграли огромную роль в помощи пациентам».

Третья волна, 66 дней назад, 15 апреля 2021 г.

Ровно в середине весны в Беларусь придёт третья волна. В сутки количество заболевших – больше тысячи. К этому моменту «Спутник V», а ещё и китайскую вакцину начали колоть не только медперсоналу, но и лицам из группы риска, пожилым людям, а позже и всем желающим. Прививали не только в поликлиниках, работали выездные мобильные бригады.

Елена Богдан, первый заместитель министра здравоохранения Беларуси: «Все желающие из первоочередных групп, которые подлежали вакцинации, медработники, труд и соцзащита, система образования – все, кто желал, смогли в первую очередь получить вакцинацию».

Июнь 2021 г.

В стране разрабатывается собственная вакцина. Над её созданием трудятся пять лабораторий РНПЦ эпидемиологии и микробиологии. И вот-вот начнутся испытания. К осени завершат разработку опытного образца. В следующем году начнут производство. К концу 2022-го в стране планируется привить 60% населения. Пока всё те же рекомендации: защитные маски, антисептик. А в случае болезни – оперативная помощь врачей, за 1,5 года они уже выработали методику и готовы к любому вызову. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by