Общенациональное телевидение

22 июня: поговорим, о чем раньше в этот день не было принято вспоминать

Читать на сайте ont.by

22 июня 1941 года – начало великой трагедии. В нашей стране эта дата отмечается как День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. Написано и сказано о четырех годах военных лихолетий немало. Казалось бы, а о чем еще можно напомнить, на что обратить внимание? По мнению нашего колумниста Павла Игнатьева, есть один момент, о котором по разным причинам ранее не было принято говорить, придерживая его «под сукном».

В сознании и исторической традиции большинства населения нашей страны и стран, некогда входивших в состав Союза ССР, давно «прописался» постулат: гитлеровская Германия напала на СССР. Гигантское количество жертв, а историки сходятся во мнении, что советских граждан погибло в районе 25 миллионов, связывают именно с рукой пришедшего на нашу землю из Третьего рейха фашизма. Так повелось еще с 1945 года, такая, если хотите, традиция или правило превалировало до самого распада СССР, а потом по инерции, что ли, продолжало свой путь.

А получилось так, что по каким-то политическим соображениям, из-за желания соблюдать дух интернационализма, присущего, конечно, советскому периоду, не то что на второй план, а вообще из поля зрения обывателя удалили, что не одна Германия была виновна в одной из самых кровопролитных трагедий ХХ века! Мы даже сейчас, когда уже открыты многие архивы, а исследователи вынесли на свет новые факты не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны, упускаем из виду, что не только Гитлер творил тогда ад на земле той же Европы, но прежде всего советской, а и его пособники – страны, режимы или отдельные лица.

Если большинство, кто хоть немного знает мировую историю, вспомнит главных союзников Вермахта – Италию и Японию, то про участие в войне на стороне фашистов Болгарии, Венгрии, Румынии или представителей еще других стран Европы забывают или не догадываются. Плюс добавьте сюда пособников, которых гитлеровский режим заполучил себе непосредственно на территории уже Советского Союза: организация «Лесных братьев» в Прибалтике (преимущественно в Латвии и Литве), ОУН-УПА на Украине. Не стоит умалчивать – это же история, хоть и не очень приятная – и активное движение коллаборантов на территории тогдашней БССР.  

И вот это, я бы сказал, осознанное и намеренное замалчивание указанных выше фактов, особенно в советские годы, дабы не разрушать дружбу народов внутри СССР, а также отношения Москвы с впоследствии ставшими социалистическими странами Восточной Европы, стало серьезной ошибкой. Сейчас мы говорим об этом не для того, чтобы кого-то задним числом очернить или использовать некоторые исторические факты в угоду возможным изменениям нынешним, прежде всего, геополитическим реалиям. Просто владение информацией о том, что было когда-то, помогает понять и разобраться, что происходило совсем недавно или происходит сейчас. Ведь те или иные факты истории можно скрыть, уничтожить, отложить, но куда деть генетическую память, склонность, что ли, тех или иных народов к определенным шагам в политике, культуре, экономике?.. 

Сейчас та же Болгария катком проходится по своему прошлому, связанному с периодом тесного сотрудничества с Советским Союзом, стирает его и собственное через снос памятников советским воинам, освобождавших страну от фашистского ига. Разве солдаты Красной Армии громили гитлеровцев на ее территории, так как им это приказал Сталин, добиваясь каких-то своих личных политических выгод? Нет, они шли за идею и по убеждениям – разгромить не своего личного тогда врага – немецкую армию – а изничтожить фашизм как таковой. И вот, в определенном смысле, та суть, которая была присуща болгарам (их, кстати, в советские годы называли «братушками») в годы Второй мировой, вышла наружу и сегодня, когда официальная София заняла не просто антикремлевскую, а антирусскую позицию. Сразу оговорюсь: я ни в коем случае не обвиняю весь болгарский народ в деяниях, которые совершались тогда и совершаются сейчас! «Генеральную линию партии» определяет правящая верхушка, задавая тон движению любого государства в ту или иную сторону.

А когда размышляешь над не так давно обнародованным фактом, что осенью 1945 года Лондон и Вашингтон намеревались под свои знамена собрать остатки Вермахта и своеобразным военным «трио» нанести удар по только что выигравшей ту войну советской армии, то невольно призадумаешься, а кто же был большим пособником Гитлера: тот же Муссолини или все же Черчилль? Кстати, советую почитать переписку британского премьера с Иосифом Сталиным во время войны. Найдете много интересного! Чего только стоят размытые и витиеватые ответы, а также шаги Уинстона Черчилля на конкретные и лаконичные предложения советского вождя относительно борьбы с Гитлером! А затягивание открытия второго фронта, к чему союзники, в принципе, были готовы уже в 1942 году, о чем неоднократно писал Сталин и президенту США Рузвельту?!

Если не ошибаюсь, то в мемуарах супруги Франклина Рузвельта Элеоноры был такой момент: в 1944 году, склонившись над картой боевых действий в Европе, американский президент выдал фразу: «Все же придется открывать второй фронт, иначе войну выиграют русские!»

Но вернемся в наше время. То, что происходит в Прибалтике или на Украине в отношении СССР, России, мы с вами можем наблюдать ежедневно. Параллель с периодом 1941-1945 годов прослеживается более чем ясная. Кстати, как уже выяснили историки в наши дни, те же карательные операции в отношении мирного населения тогдашней Белоруссии проводили не одни немцы. Для «грязной» работы по, например, сжиганию в той или иной деревне стариков и детей в каком-нибудь сарае они пользовались «услугами» тех же латышей и особенно украинцев. Да и отдельные наши предки, сотрудничавшие с гитлеровцами, замарали себя в крови. Движение пособников фашистов на белорусской земле, чего греха таить, было весьма сплоченным и крепким: последние бои правоохранительных органов и спецслужб с теми же белорусскими коллаборантами и полицаями отгремели лишь в 1951 году – через шесть лет после окончания войны!

Хочу еще задаться одним вопросом: а когда ветер нынешних военно-политических реалий поменяется в сторону совести, логики и здравого смысла, когда сойдет на нет эта безумная и бездумная антирусская эйфория, и в Риге, Вильнюсе, Киеве, Софии останутся без «зонтика» тех же США, что будут они делать тогда? Массово, как в 1944-м, присягать на верность Москве? А ведь ход истории, который не терпит попрания самого себя, полагаю, обязательно заставит склониться их повинные головы. Ведь суть тех прошлых событий, да и нынешних, проста: сама история, жизнь заставит отвечать и исправлять ошибки прошлого. Приведу простой, но глубоко показательный пример.

После прихода в России к власти большевиков так называемой первой волны, страну охватила кампания богоборчества, особенно в 1920-30-е годы. Во второй половине 1950-х – самом начале 1960-х годов она получила новый виток. Но уже с приходом к власти в СССР Л.И.Брежнева, человека разумного и понимавшего, что выбить веру, православие даже из общества, строившего атеистическую коммунистическую систему, невозможно и глупо, вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР, касавшееся восстановления социалистической законности в отношении верующих. 

Это я к тому, что так, надеюсь, будет и с теми политическими системами и элитами, своими действиями и поступками объявившими ныне войну не только нам и нашей памяти, но и общей, кстати, с ними истории. Тогда, в 1945-м, она снесла их с пьедестала. Должна снести и в этот раз. А естественное развитие истории в этом, думаю, поможет!.. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by