Исследовательские проекты должны окупаться, а Академию наук нужно реформировать. Президент провёл совещание по развитию научной сферы. И по его итогам дал три месяца на разработку программы преобразования белорусской науки.
Совещание у Президента получилось долгим – далеко не каждой теме в Администрации отводится четыре часа времени. Впрочем, вопрос назрел давно.
Сегодня в этой немалочисленной отрасли занято более 30 тысяч человек – по численности это такие города, как Рогачёв или Сморгонь. Поэтому ещё в декабре 2011 года Александр Лукашенко поручил разработать концептуальные подходы по развитию отрасли. Времени было достаточно, и на совещании были представлены самые различные, образно говоря, дипломные работы. Но прежде Президент обозначил вектор, в котором, по его мнению, должна двигаться отечественная наука.
Премьер-министр Михаил Мясникович (кстати, он возглавил правительство после руководства именно Академией наук) отметил, что нужно по-новому взглянуть на связку «наука – производство», чтобы разработки учёных были востребованы в различных отраслях экономики. Это даст дополнительный стимул в социально-экономическом развитии. Ещё одно предложение – создать институт генеральных конструкторов важнейших видов техники, систем и комплексов.
Но Президент усомнился в целесообразности создания подобного ведомства. Опыт некоторых предприятий, того же «Гомсельмаша», показал, что можно и при нынешних условиях создавать неплохую технику.
Свои предложения внёс и Владимир Семашко. Вице-премьер, кстати, собственный трудовой путь начинал именно как инженер-конструктор в одном из бюро «Интеграла». По его мнению, у каждого предприятия сегодня должен быть научно-производственный центр. У крупных заводов – собственные. Другие – те, что помельче, могут кооперироваться.
Национальная академия наук – «ядро» всей научной системы Беларуси. В прошлом году сотрудники Академии провели более полутысячи новых методов и методик исследований, создали 250 новых и 8 высоких технологий. Но вместе с тем нужно признать, что структура Академии сегодня громоздка, отдельные научные и аналитические организации, входящие в неё, попросту дублируют друг друга. Да и без бюджетных ассигнований, несмотря на то что более 70% денег здесь зарабатывают сами, обойтись пока не могут.
Ещё одна проблема – кадры. Руководитель Института тепло- и массообмена Олег Пенязьков – из так называемого поколения сорокалетних. Тех, чьё становление произошло на закате Союза. Физик по образованию без лишней лирики отметил, что через 5-10 лет у нас будут деньги, научные центры, лаборатории, но квалифицированных специалистов можем не досчитаться.
Олег Пенязьков, директор Института тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова Национальной академии наук Беларуси: «Приходит молодой человек, хочет работать, смотрит на старшего коллегу, а у того зарплата Br3,8 млн, а у конструктора – Br3,2 млн».
И всё должно начинаться ещё в школе, когда у старшеклассника можно рассмотреть способности в области математики, физики или химии. Сегодня зачастую происходит так, что одарённый ученик выигрывает олимпиады, поступает в вуз, но далеко не все талантливые и способные остаются в аспирантуре. Президент спросил прямо: есть ли в стране сегодня банк данных талантливой молодёжи и можно ли проанализировать, куда уходит молодёжь? Вопрос оказался риторическим.
Очевиден и общий вывод, сделанный по итогам совещания: белорусской науке нужно совершенствование. Поставлены и первые стратегические задачи. Отныне двигаться вперёд белорусский научный локомотив должен по экономическим «рельсам». Для этого нужно участвовать в крупных международных проектах, проводить исследования по прямым заказам коммерческих фирм и целенаправленно использовать государственный заказ в стратегически важных сферах. Сама научная отрасль должна стать новой, более компактной, но вместе с тем и эффективной структурой, а прикладные разработки – умелым инструментом в руках учёных. И, в первую очередь, от учёных ждут высокотехнологичный, инновационный продукт при грамотной системе менеджмента. Фундаментальная наука? О ней тоже не забудут.
Для разработки всей программы преобразований Президент отвёл три месяца, и в ноябре на глобальном совещании будет принят тот документ, который станет руководством к действию. Но до этого разрешится главный кадровый вопрос белорусской науки. На вакантную должность Председателя Президиума Национальной академии наук претендует достаточно большое количество научных работников. Кто станет её руководителем, Глава государства пообещал ответить уже через неделю.
Подписывайтесь на нас в Telegram