Общенациональное телевидение

BelToll: как это работает?

Читать на сайте ont.by

1 августа в стране заработала новая система оплаты проезда по платным дорогам BelToll. Запустили её ровно в полночь. Это совместный проект Министерства транспорта и австрийской компании Kapsch. Кому и сколько следует платить и какая от этого выгода всем нам?

Поехали! Без остановок, очередей и шлагбаумов. С 1 августа в Беларуси принципиально поменялась система сбора платы за проезд: на смену ручному труду пришла продвинутая электронная система BelToll.

Четыре обычных пункта заменят 56 специальных «умных» порталов, работающих без участия человека. Эти станции сбора платы за проезд расположены над проезжей частью дороги. Система бесконтактная. Основана на технологии специализированной радиосвязи. На лобовом стекле автомобиля устанавливают бортовое устройство. В его памяти – персональные сведения об автомобиле. Когда он проезжает под станцией, лазерные датчики вступают в контакт с бортовым устройством и списывают плату за проезд за пройденный участок. Операция занимает доли секунды. Автомобилю даже не надо сбрасывать скорость.

Евгений Рокало, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта Беларуси: «Раньше водитель платил фактически за пересечение пунктов пропуска в независимости от пройденного расстояния. Новая система честная, водитель платит за пройденное расстояние. То есть сколько проехал, столько и платишь. Проехал 10 км – за 10, проехал 100 – значит, за 100».

Бортовые устройства – а их в республику завезено около полумиллиона – можно приобрести в сервисных центрах в областных городах, вдоль платных трасс и на АЗС. Прибор выдаётся под залог. Размер – от 20 до 50 евро. Здесь можно пополнить счёт, с которого списывается оплата. При выезде из республики залог и остаток на счету вернут.

Платные дороги – обычное явление для европейских стран. В Хорватии, например, 3% магистралей, а в Италии 2% – только за деньги. Берут деньги и за въезд в столицу Норвегии Осло. За что платим? За развитую дорожную инфраструктуру, отменное дорожное покрытие и возможность ехать на высокой скорости. В принципе, у таких дорог всегда есть менее комфортная «тихоходная» альтернатива.

Эрвин Топлак, главный оперативный директор компании Kapsch TrafficCom AG: «Никто не любит платить за проезд. Но если рассматривать дорогу как продукт – вы же хотите получать хорошее качество пользования дорогой. Ещё один момент, что хорошая дорога – это быстрая дорога, когда не надо снижать скорость и из точки А в точку В можно доехать быстро».

Рядовым белорусам на легковушках беспокоиться не стоит. Легковые автомобили с белорусскими, российскими или казахскими номерами – в привилегированном положении. С них плата не взимается. Платят иностранцы и перевозчики. Тариф для зарубежных гостей на легковушке – 4 евроцента за километр. Для водителей грузовиков и автобусов – независимо от регистрации – от 8 до 12 евроцентов. Тарифы немного ниже, чем в Европе. Для сравнения: средние расценки в Европе – от 5 до 10 евроцентов за километр с легковушки, с грузового транспорта – 15-25 евроцентов.

Электронную систему сложнее обмануть. При обычных системах сбора платы за проезд мошенничают 2-4% водителей. Ведь привычный пункт сбора всегда можно объехать партизанскими тропами. При внедрении новых способов количество умников – менее 1%.

Портал нашпигован датчиками и обзорными камерами. Его не объедешь ни по обочине, ни по разделительной полосе: камера всё равно зафиксирует номер машины. Данные о таком нарушителем поступают в центр обработки информации и анализируются. Есть нарушение? За дело берётся транспортная инспекция. 16 спецавтомобилей круглосуточно патрулируют платные дороги. Аппаратура на автомобиле позволяет отлавливать нарушителей самостоятельно. В полномочиях инспекции – принудительная остановка и блокировка колёс. Инспекторы надёжно охраняют и рубежи родины. Контроль – на въезде и выезде на 15 пограничных станциях. За нарушение – штраф от 50 до 260 евро – раз в десять больше, чем по честному тарифу.

Этот проект – зачёт по иностранным инвестициям. Естественно, что для нашей транзитной страны проект крайне важен. Австрийский инвестор – компания Kapsch – все работы выполнила за свой счёт. Австрийцы в этом деле не новички. Подобные проекты реализовали уже в десятках стран. Бюджетных денег здесь нет. Деньги наши зарубежные партнёры будут «отбивать» постепенно – часть сборов за проезд пойдёт на их счёт. Инвестиции должны окупиться за три года. Весь проект «потянет» на 267 миллионов евро. Реализован только первый этап.

Платными стали 815 км дорог. Вся магистраль Брест – Минск – граница России и отрезки дорог от Минска в областные центры. В этом списке и дорога в Национальный аэропорт. Ближайшая платная перспектива – у дорог Минск – Могилёв и Минск – Гомель. Пока здесь идут работы по реконструкции. На этом сотрудничество не закончится. Ещё 20 лет австрийский инвестор будет отвечать за эксплуатацию оборудования. За это же время должны заработать миллиарды долларов.

Евгений Рокало, начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта Беларуси: «По суммам сбора раньше мы собирали около 65 миллионов евро. Здесь у нас есть перспективы увеличения сборов, так как тарифы выше, чем были раньше».

«Побочные эффекты». Экономический. Он измеряется ростом поступлений в бюджет и созданием дополнительных рабочих мест. Проект предусматривает, что третью часть работ выполняют наши местные компании. Обслуживать систему будут тоже белорусские специалисты. И психологический аспект. Водители и перевозчики будут бережнее относиться к дорогам. Ведь деньги на содержание магистралей будут идти напрямую из их кармана, а не через абстрактные понятие бюджета или дорожного фонда.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by