В Бресте в одной из новостроек ровно столько не могут исправить проектные ошибки, другой дом и вовсе не строят на протяжении вот уже трёх лет. Строительные промахи по всей стране рискуют стать эпопеей.
Но есть и сдвиги – как правило, на тех стройплощадках, которые под свой контроль взяла рабочая группа по проблемным вопросам отрасли. Подробности очередного заседания и очередных строительных историй.
И летом не жарко, и зимой, в общем-то, тоже. В отопительный период температура в квартире Натальи отпускается до -4. Мечта об окнах в пол разбилась то ли об умы проектировщиков, то ли о руки строителей. А ведь дом практически новый – что такое три года для новостройки! И, кажется, разве сложно поменять окна? Пусть и на всём первом этаже. Но за годы бумажной войны выяснилось: копать нужно определённо глубже.
Наталья Козел: «Отопительная система сделана неправильно, и это доказано. Батареи стоят в стене к соседям, под окнами нет циркуляции, одно стекло в квартире должно отапливаться. Если что-то изменять, надо рушить – они сами это говорят – надо рушить дом и строить его заново».
К такому выводу пришёл Госстройнадзор. Не сразу. Папка с бумагами-то толстая. Но как бы там ни было – прошло три года, а псевдоокна и ныне там.
А облик другого брестского долгостроя шатко-валко стал меняться. От строительной пирамиды пострадали 435 человек. А из-за банкротства застройщика сдачу дома отложили – обещанного три года ждут. «Наши новости» уже рассказывали о том, что дело компании «Облик» передали в суд. Свежая новость для дольщиков – долгострой отныне в руках государственного застройщика. Да ещё и под присмотром контролёров.
Игорь Яромский, начальник отдела контроля строительного комплекса КГК Брестской области: «С момента создания рабочей группы работы на объекте активизировались. Согласно разработанным и утверждённым графикам. Сейчас производится закупка оборудования по этим объектам».
Николай Якубовский, заместитель председателя Брестского горисполкома: «Дом сдадут в декабре».
Одна из задач рабочей группы по проблемным вопросам строительной отрасли – как раз убрать с рынка строительных услуг ненадёжных игроков: мелкие компании, неспособные выполнять крупные проекты, и фирмы-однодневки. Ведь сейчас – при отсутствии лицензирования – за дело может взяться любая организация, которая прошла регистрацию и сама себя объявила проектной либо строительной. Вопрос допуска к такой деятельности поставили ребром. Решили установить, какие типы зданий может проектировать и строить та или иная компания.
Минстройархитектуры предлагает разделить все строящиеся здания на 5 типов – в зависимости от сложности проектирования. От небоскрёбов и атомных станций до сезонных построек, не требующих экспертизы. Перенять решили немецкий опыт. Определит, кому можно доверить тот или иной проект, более тщательная аттестация. И проектных, и инженерных, и строительных организаций.
При этом, если фирма не велика, но свою репутацию не запятнала, выгонять с рынка её, конечно, не станут. Просто доверят не слишком сложные, немасштабные сооружения. Гарантировать свою надёжность нужно и финансово. Исключение могут сделать лишь для тех, кто будет работать по системе госзаказа. Ранее уже внесли предложение об установке некого процента готовности жилья, который застройщик должен выполнить за свой счёт. Ещё один возможный механизм подстраховки – банковские гарантии.
Андрей Кобяков, глава Администрации Президента Беларуси: «Что мы предлагаем завязать на определённые финансовые инструменты, гарантии. Нас больше всего волнуют вопросы, связанные со строительством жилья. Там, где компании фактически выполняют роль финансовых компаний, которые, между прочим, у нас лицензирует (финансовую деятельность) Национальный банк. Но мы это называем не финансовыми компаниями, а организациями застройщика – те, которые фактически начинают собирать с людей деньги – то, чем занимаются и банки: аккумулируют деньги и потом ими начинают распоряжаться. И не всегда эффективно. И когда люди вкладывают огромные свои деньги (личные или долги, кредиты перед банками), выясняется, что объект не построен или, допустим, цена его резко возросла, то грань между банковской, финансовой и строительной деятельностью очень размыта. И если над банком есть целая система надзора, то над этими застройщиками контроля нет».
Если система банковских гарантий приживётся, своеобразными контролёрами могут стать поручители. Стройкомпаниям наверняка придётся заручаться поддержкой других организаций либо даже местных исполкомов.
Дмитрий Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси: «Гарантии заказчика перед подрядчиком за выполнение своих обязательств или гарантии подрядчика перед заказчиком за выполнение своих обязательств – это именно та формула, которая позволяет не использовать свои собственные средства, а воспользоваться своим хорошим именем, своим имуществом, которое у тебя есть. Для того чтобы получить банковскую гарантию и под неё обеспечить участие, во всяком случае, как минимум участие в строительном проекте – вот эти вопросы, которые мы сейчас обсуждаем и рассматриваем».
Какой из финансовых инструментов выбрать, рабочей группе ещё предстоит решить. Правила игры на будущее специалисты закладывают в проект указа. На его подготовку остаётся месяц.
Подписывайтесь на нас в Telegram