Общенациональное телевидение

Операция «Переразгрузка»

Читать на сайте ont.by

На совещании по вопросам развития промышленного комплекса и реализации белорусской продукции Президент Лукашенко не стал выслушивать отчёты о проделанной работе. А сразу поставил задачу – в течение третьего квартала разгрузить склады и начать работать по-новому.

С учётом нашей затоваренности требование отчасти революционное, но, увы, вынужденное. Если, извините, устроить сеанс спиритизма и вызвать дух господ Смита и Маркса, можете не сомневаться, они в один голос ответят: экономика не может работать себе в убыток. Иначе это не экономика.

Готовая продукция Могилёвского вагоностроительного завода уже не умещается на территории предприятия. Приходится нести дополнительные расходы за аренду «стоянки» на железнодорожных путях. Полтысячи вагонов-цементовозов, две сотни полувагонов и зерновозы. Трёхмесячный запас.

Валерий Осипов, директор предприятия «Могилёвский вагоностроительный завод»: «В прошлом году составляли контракты, но в этом году из-за кризиса они не осуществились. Сейчас большие надежды на рынок Казахстана: есть договорённость. Что касается России, то там увеличивают максимальный срок эксплуатации вагонов (не от хорошей жизни). Сейчас пойдёт сезон зерновозов – пойдут в ход и они. Вместо невостребованных полуприцепов сделают акцент на зерновозах и цементовозах, спрос на которые прогнозируется».

Но пока в отделе маркетинга и сбыта вагоностроительного завода последние 2 месяца специалисты сидят лишь на «голом» окладе. Без премии. Бонус до 200% можно получить. Но если вагоны будут раскупаться, что называется, прямо с конвейера.

Александр Николаев, начальник отдела маркетинга и сбыта предприятия «Могилёвский вагоностроительный завод»: «Получают меньше, чем рабочие завода. Сколько – коммерческая тайна. Торговать вагонами в условиях жёсткой конкуренции непросто: ведь вагон и есть вагон – у всех производителей одинаковый».

Ситуация с загруженностью складов для нашей страны не нова – в 2009 году Беларусь уже столкнулась с переизбытком произведённой продукции. Тогда основной из причин стал мировой финансовый кризис, рикошетом ударивший и по нашей экономике. Мало-помалу восстановилась мировая экономика, и кривая роста складских запасов готовой продукции тут же пошла вниз. Но в этом году ситуация повторилась. Флагманы машиностроения – МАЗ, БелАЗ, «Амкодор», МТЗ и «Гомсельмаш», – да и не только они, с начала года больше производили, нежели продавали.

На автогиганте МАЗ в некоторых цехах уже свыклись с 4-дневной рабочей неделей. Совсем недавно с главного конвейера сходило по 100 грузовиков в день. Сегодня на четверть меньше. Причины? На заводе говорят об изменившейся ситуации в России – основном потребителе минской техники. Из-за перехода на новые экологические стандарты не один месяц мастерам пришлось заниматься переналадкой производства, а менеджерам искать уже новые рынки сбыта. Нашли.

Виталий Гончарик, исполняющий обязанности заместителя генерального директора предприятия МАЗ по внешнеэкономической деятельности: «За полгода мы освоили 17 новых рынков сбыта продукции. Это новые страны и регионы, Юго-Восточная Азия – Мьянма, Лаос, Камбоджа. Поставки машинокомплектов во Вьетнам. Страны Африки – новое направление. Южная – ЮАР. Мозамбик, Эфиопия. Западная – Габон, Камерун, Конго. Мы видим там свои перспективы».

На МАЗе сейчас состояние переразгрузки. Обширную программу по диверсификации здесь приняли ещё в начале года. Кстати, если расшифровать немногим понятное слово «диверсификация», то получится увеличение разнообразия товаров и поиск новых рынков. Ведь нельзя все яйца держать в одной корзине. Как и нельзя ориентироваться лишь на один рынок сбыта, который в одночасье может закрыться. Найти кратчайший путь для выхода из складского тупика – об этом 11 июня на масштабном совещании говорил и Президент.

Аргументы правительства – кризис в Европе, падение платёжеспособности российских партнёров. Это факторы, которые не позволяют нашим предприятиям продавать сегодня столько, сколько получалось ещё год назад. Но в противовес Совету Министров – весомый портфель упущенных возможностей, сформированный Комитетом госконтроля. А вот здесь нерасторопность руководителей, торможение модернизации, работа по старинке и «серые» схемы. Для красиво причёсанной статистической отчётности.

И это не все причины. В общую работу над ошибками нужно включить высокую себестоимость отечественной продукции, сюда же – производство продукции без подписания договоров заказов на её приобретение. Это и есть работа на склад. На «Белшине» маркетингом и сбытом продукции занимаются архитектор и психолог, а на могилёвском заводе «Строммашина» – вовсе фотооператор и сотрудник с образованием 10 классов средней школы. Никто не ставит под сомнение профпригодность сотрудников, но всё-таки дополнительные знания экономического характера не помешали бы. Глядишь, и склады бы действительно разгрузили. И это тоже – задача предприятий!

В правительстве убеждены – сегодня складские запасы пережили свой максимум. Прогноз на будущее благоприятный. За лето и осень склады должны прилично опустеть, а по итогам всего года прогнозные показатели должны прийти в норму. Тем более что опыт прошлых лет показывает: в третьем и четвёртом кварталах экономика ускорялась. Доводы и предложения Александр Лукашенко принял, но поставил правительству жёсткие сроки для исполнения.

Кроме пристального контроля со стороны правительства, каждое предприятие, имеющее большие складские запасы, получило куратора из числа руководителей министерств и ведомств. За это чиновники теперь будут нести персональную ответственность. Но мало разгрузить склад. Ведь если падает спрос на продукцию, то неизбежно нужно сокращать и производство. Чем занять людей и освободившиеся производственные площади? Напрашивающийся ответ: новым высокотехнологичным производством с востребованной продукцией.

Сергей Чалый, экономист: «Идея хорошая, но быстро это сделать не получится. Завоевать рынок – вопрос не нескольких месяцев, а лет и длительных усилий. Больших надежд на это в близкой перспективе ожидать не приходится».

Тогда как продавать продукцию, пусть выпущенную и по старым лекалам? Эксперты уверены: нужно менять маркетинг и отказываться от устаревших подходов прошлого века. Кстати, в отделе продаж того же Могилёвского вагоностроительного далеко не все сотрудники с необходимым экономическим образованием. Налицо и просчёты при прогнозировании продаж.

Сергей Чалый, экономист: «Советский программный подход: нас спрашивают о том, сколько мы произвели, а как мы продали – это отдельно, мы потом подумаем. Но здесь так не получится. Не бывает такого, чтобы товар не продавался. Он не продаётся по одной цене, зато продаётся по другой».

Но отдавать в базарный день продукцию за копейки только ради разгрузки тоже не выход. Об этом тоже предупредил чиновников Президент. Ещё одни инструменты, которые могут помочь, – финансовые, такие как лизинг и кредитование. Вряд ли от таких приемлемых условий откажутся сельхозпредприятия, да и банки готовы компенсировать часть затрат по процентным ставкам. Правда, относиться к этому нужно осторожно, ведь опрометчивая кредитная эмиссия может разбалансировать внутренний валютный рынок.

Хотя, например, завод МТЗ голосует двумя руками за любые новые формы торговли – тракторы ждут новых хозяев уже не на складах, а на территории предприятия!

Если смотреть сверху на территорию завода МТЗ, то картина получается довольно пёстрой: ярко-синие тракторы на зелёной траве. Правда, буйство красок не радует. Заставлено буквально всё. Рабочие говорят, что здесь, в Минске и на заводской испытательной станции в пристоличье, вот таким образом хранится не одна и не две тысячи тракторов, а гораздо больше. Подтвердить или опровергнуть информацию на Минском тракторном заводе нам не захотели, а на сообщения и факсы попросту не ответили.

Что будет с «золотым» тракторным запасом? Над этим голову ломать менеджерам. И ведь потенциал продаж есть. На международной бизнес-конференции, прошедшей недавно в Киеве, для белорусского машиностроения замаячили неплохие перспективы.

Игорь Прасолов, министр экономического развития и торговли Украины: «В Украине очень много устаревшей техники. И очень важно для нас обновление парка, особенно тракторов и комбайнов. Мы договорились о том, что мы в ближайшее время определимся, кто будет инвесторами и партнёрами с белорусской и украинской стороны, встретимся, определимся, что надо. То, что я увидел на МАЗе, тоже впечатлило. По заказу украинской стороны они изготовили специальные автомобили с прицепом для перевозки зерна и другой сельхозпродукции. Специально разработали такую технику. И эта техника тоже для нас важна».

Владимир Семашко, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «В Украине мы имеем меркантильный интерес, мы хотим разместить там продукцию машиностроения. Мы в этом преуспели, наша продукция в соотношении «цена-качество-сервис» конкурентоспособна. Это благо не только для нас, мы не скрываем свой интерес, но это и благо для Украины. Надо Украине каждый год покупать 30-40 тысяч тракторов, это огромная цифра!»

Но стоит ли производителям всецело надеяться на Президента и правительство, которое, по мнению Главы государства, должно стать одним большим министерством внешней торговли? В ближайшее время в стране должны заработать ещё 20 новых заводов. Экономическая логика подсказывает: нужно менять подходы в производстве и особенно в маркетинге, иначе разгружать склады придётся постоянно. Ведь по логике вещей надо производить, что покупают, а не продавать то, что произведено.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by