Уходящая неделя во многом была посвящена решению проблем, связанных со строительством жилья. Не так давно в силу вступили изменения в Жилищный кодекс, принята новая Концепция государственной жилищной политики, подписан Указ о государственной поддержке.
4 июня Президент Александр Лукашенко собрал большое совещание по вопросам жилищного строительства. У населения слишком много жалоб, особенно это касается сроков сдачи, качества нового жилья и отношений с застройщиками при долевом строительстве. Эти проблемы Президент поднимал неоднократно, но даже его поручения не всегда выполняются надлежащим образом. Поэтому отныне чиновники предупреждены о личной ответственности. А 6 июня появился новый Указ, защищающий дольщика от недобросовестного застройщика. На совещании прозвучало сенсационное требование Президента: стоимость квадратного метра должна быть уравнена со средней зарплатой по стране: «500 значит 500».
По объёмам жилищного строительства в расчёте на тысячу жителей Беларусь является лидером среди стран СНГ. Это заметно даже без статистики и невооружённым глазом: столица, где, понятно, строят больше всего, прирастает даже не кварталами – целыми микрорайонами. Но при этом очередь нуждающихся в сравнении, скажем, с 1996 годом не только не уменьшилась – выросла. Да и стоимость квадратного метра стремится всё выше и выше – на горизонте замаячили ценовые рекорды пятилетней давности. В общем, вопрос доступности жилья для многих белорусов по-прежнему на первом месте.
Хотя белорусы справляют новоселье чаще других на постсоветском пространстве, завышенные цены, затянутые сроки и низкое качество работ образуют узел проблем, который не разрубишь одним махом. Распутывать приходится постепенно. Для этого в Беларуси принята новая Концепция государственной жилищной политики. Её главный принцип – дать людям не рыбу, а удочку, то есть возможность решить жилищные проблемы самостоятельно. Господдержка сохранится, но станет более адресной, усилится и ответственность застройщиков. Новые подходы рассматривались на совещании у Президента. И главный из них – жильё для нуждающихся семей, которые имеют право на льготные кредиты, теперь будут строить по госзаказу. Новосёлы не будут принимать участие в самом процессе возведения жилья, а будут покупать квартиры после сдачи дома в эксплуатацию по уже сформированным ценам.
Ещё одно важное новшество – очередники, для которых недоступны льготные кредиты, смогут активнее участвовать в долевом строительстве. Для этого предусмотрены пониженные процентные ставки: под 16% в городе, 14% в сельской местности и городах с населением до 20 тысяч и 12% для многодетных семей. Также Президент намерен разрешить организациям предоставлять льготные займы своим работникам. Во многих странах это весьма распространённая практика.
Вадим Тачкин, директор консалтинговой компании: «Само предприятие будет поддерживать кадровый состав, решая жилищную проблему прозрачно и понятно. Это не нами придумано. Долг перед предприятием удерживает работника».
На совещании правительство отчиталось: удалось навести порядок с очередью нуждающихся. После последней переклички она поредела на 86 тысяч позиций. Изменились и правила предоставления господдержки, которой для решения жилищного вопроса теперь можно воспользоваться лишь однажды. Исключение – многодетные семьи, и то в случае пополнения этого самого семейства. Введён запрет сроком на 5 лет на сдачу в аренду квартир, построенных с помощью государства. Да и продать метры можно не раньше, чем через 5 лет после погашения кредита.
Александр Горваль, начальник управления жилищной политики Министерства строительства и архитектуры: «Государство помогало, чтобы человек жил и улучшил свои условия. А не зарабатывал на этом. Вводится административная ответственность, будет контроль».
Впрочем, даже после шлифовки категорий льготников и правил их поддержки остаётся немало жилищных коллизий. Не всегда работают инструменты помощи многодетным семьям.
Семья Радовских из городского посёлка Белыничи – одна из «двенадцати». Так (по числу квартир в доме) называется жилищно-строительный кооператив. Вступая в ЖСК, каждый из дольщиков надеялся на льготные условия благодаря статусу многодетных. У супругов Радовских трое детей. Сейчас они ютятся в съёмном доме без удобств. А новый дом, который уже достраивается, сами дольщики называют «западнёй». Кредит банк предоставил, но льготная ссуда выделяется под расчётную стоимость квадратного метра в Br4,6 млн, причём эта величина пока меняться не будет. При этом реальная цена в новостройке почти вдвое дороже – без малого Br8 млн. И остаток банки кредитуют под более высокий процент.
От неплатёжеспособности будущих новосёлов страдает подрядчик, у которого также набежала солидная сумма долгов – Br2 млрд.
У заказчика – предприятия «Капстрой» – свои аргументы. Экономили, говорят, на всём: отказались от застекления балконов и установки почтовых ящиков, взяли самый типовой проект и наняли местных строителей, но в 4 с половиной и даже в 5 миллионов всё равно не вложились.
Ситуаций, когда у нуждающихся семей есть полное право на новую квартиру, но нет возможности её построить, быть не должно. И это, по словам Президента, дело профессиональной состоятельности местной власти.
Приписки, необоснованные посредники, завышение стоимости и срыв сроков строительства – застарелые болезни строительной отрасли, по оценке главы Комитета госконтроля, могут помешать правительству выполнить задание по возведению 6,5 миллионов квадратных метров жилья.
Перевод государственного жилого фонда на арендные рельсы – это ещё одно ключевое направление новой жилищной политики. Александру Лукашенко представили проект указа о переводе неприватизированных квартир (их в стране порядка 400 тысяч) в разряд коммерческих с последующей сдачей в аренду. Новость уже вызвала ажиотаж у квартиросъёмщиков. Разработчики успокаивают: времени на приватизацию хватит – на это отведён год после вступления документа в силу. Кроме того, государство намерено возводить и новые арендные дома. В Минске уже строится первый такой комплекс «Магистр» для творческой и научной интеллигенции. Цель к концу пятилетки – сдать в строй миллион квадратных метров.
Предполагается, что семья даже со средним достатком сможет даже в недешёвой столице снять вполне комфортное жильё. Цены на такие квартиры, по словам разработчиков, будут в 2-3 раза дешевле рыночных.
В европейских странах арендное жильё давно воспринимается как должное. Современное поколение европейцев мобильно, его не столько волнует вопрос собственности, сколько оплаты труда. По принципу: дом там, где хорошая работа, а не свой дом.
Чувство собственности – черта, которая роднит белорусов с британцами. Англичане, придерживаясь принципа «мой дом – моя крепость», традиционно предпочитали приобретать жильё. Но с наступлением финансового кризиса кредитование для многих стало недоступным. Аренда же, которая ранее была уделом студентов и иностранных командировочных, теперь приобретает массовый характер.
Дерек Флетчер, директор агентства недвижимости (Лондон): «Сейчас мы наблюдаем радикальное изменение структуры рынка недвижимости. Традиционный рынок уходит в прошлое, и мы вынуждены играть по новым правилам. От продажи жилья всё больше переходим к сдаче в аренду. Люди ищут альтернативу своим инвестициям. Особенно в центре Лондона, где всё скупают богатые иностранцы и цены взлетели. И местные всё больше уезжают на окраины. И всё больше людей выбирают аренду, а не покупку жилья, как было до кризиса. Ведь получить кредит стало большой проблемой. Да и выплачивать его стало трудно».
Что касается социальной поддержки, в Британии государство помогает не строить, а снимать жильё. Для этого в местном самоуправлении есть фонд социального жилья, которое предлагается в аренду за плату ниже рыночной, часть которой ещё и покрывают жилищные пособия. Недостающий фонд самоуправления добирают у компаний, которые работают на рынке арендного жилья. Это так называемые Домовые Ассоциации.
Дориан Литан, исполнительный директор Ассоциации домов Arhag Housing Association (Лондон): «Стоимость жилья возросла, поэтому в частном секторе арендовать жильё малоимущим не по карману. Самоуправления пытаются помочь таким людям из своего жилищного фонда, но его не хватает, и они обращаются к нам. Количество людей, нуждающихся в жилищных пособиях, растёт. А таких пособий, как раньше, уже не будет. И люди вынуждены покидать свои квартиры и уезжать. Теперь пособия будут максимум 500 фунтов. А у нас самое дешёвое стоит 600. Где взять недостающую сотню? Цены особенно взлетели в центральном Лондоне. Например, пожилые люди теперь не в состоянии жить в Найтсбридже, Кенсингтоне, Челси. Там уже арендная квартплата доходит до 2 тысяч фунтов в неделю! Для этого надо минимум 100 тысяч в год иметь доход. Для пожилых это нереально. Они будут вынуждены выезжать из центра Лондона на окраины».
Здесь же и ответ на вопрос, почему в европейских странах нет очередей на строительство квартир. Быть собственником жилья в Европе – это, скорее, недешёвая привилегия, нежели право каждого гражданина.
Вадим Тачкин, директор консалтинговой компании: «Если у тебя нет возможности стать собственником, должен адекватно оценивать свои возможности. У нас парадокс – все малоимущие заявляют права на собственность. Это не совсем правильно с точки зрения рыночных отношений. Если нет денег, он должен жить по средствам, становиться арендатором, а не заявлять о своих правах и за счёт государства становиться собственником».
В Беларуси, очевидно, гораздо легче стать собственником. Но платить за это благо придётся в основном из собственного кармана. Если 2 года назад белорусы финансировали лишь треть строительства, остальная часть ложилась на бюджет (в виде кредитов и прямой поддержки), то теперь ситуация обратная: государство компенсирует 30%, остальное оплачивают новосёлы. Уже после совещания Президент подписал 2 Указа. Один ужесточает условия выделения земли под строительство многоэтажных домов, что исключит злоупотребления в этой сфере. С сентября в Минске и областных центрах получить землю смогут только коммунальные предприятия по капитальному строительству, а также компании-победители конкурса, условия проведения которого устанавливает правительство. Сельскохозяйственные земли можно будет изымать только после согласования с Президентом. Впрочем, предусмотрены и случаи, когда местные власти могут принимать решение самостоятельно. Второй Указ касается новых правил в долевом строительстве. Будет усилена защита прав дольщиков, а для застройщика предусмотрены меры повышения ответственности. К примеру, штраф за затягивание сроков сдачи жилья. Кроме того, индивидуальные предприниматели теперь не смогут выступать в роли застройщиков. А гарантийный срок объекта долевого строительства увеличен с 2 до 5 лет.
Подписывайтесь на нас в Telegram