Общенациональное телевидение

Проникающая интеграция

Читать на сайте ont.by

Неделя на высшем уровне была насыщена важными встречами в Минске и Астане. И практически на каждой речь шла об интеграционных экономических процессах.

Не обошлось и без сенсаций. В Астану на заседание Высшего Евразийского экономического совета, кроме Александра Лукашенко, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина, приехали президенты Украины и Кыргызстана. Они выразили желание стать если пока и не полноправными участниками Единого экономического пространства, то присоединиться к нему в статусе наблюдателей. Таким образом, это может быть уже не тройка, а «3+2».

Разговор экономического взаимодействия и взаимопроникновения продолжился и 31 мая – на минской встрече глав правительств стран СНГ.

«Интеграция» в дословном переводе с латинского означает соединение, то есть процесс объединения нескольких частей в целое. Бесспорно, последняя неделя весны для Беларуси прошла именно под этим знаком.

Астана. Лукашенко, Назарбаев, Путин, Янукович, Атамбаев осматривают новый оперный театр – его открытие запланировано на июнь. Роскошное здание станет самым большим оперным театром в Средней Азии. Впрочем, для президентов осмотр архитектурных красот, можно сказать, стал приятным завершением рабочего дня.

Ранее главы государств пришли к весьма значимому компромиссу, который эксперты без преувеличения называют прорывом в интеграции. Договорились о том, что в будущем Евразийском союзе, он заработает с 1 января 2015 года, будет полноценный единый рынок со всеми основными свободами. В перемещении товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов практически не должно быть ограничений. О важности решения Александр Лукашенко рассказал на встрече с руководителями делегаций стран СНГ, которые приехали на Совет глав правительств Содружества.

Тему Евразийского союза Президент поднял неслучайно. Ведь многим из присутствующих в зале придётся работать над созданием этого амбициозного объединения.

Именно правительствам теперь предстоит провести большую ревизию. Конечная цель – чтобы через год-полтора можно было сказать: Беларусь, Россия и Казахстан не делят товары на свои и чужие. На более приземлённом уровне это означает, например, что аграрии, скажем, Краснодарского края без проблем смогут получить кредит на покупку не только своего российского комбайна «Ростсельмаш», но и белорусского «Гомсельмаш».

Сергей Румас, член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси: «Например, изъятия, которые существуют в Беларуси, касаются института специмпортёра в алкогольной продукции. В Республике Казахстан и РФ такого специмпортёра нет. Таких примеров можно привести много, потому что даже в Таможенном кодексе существует порядка 370 изъятий. Сейчас коллегии Евразийской экономической комиссии предстоит большая работа по систематизации этих изъятий, на основании этого будет сделана дорожная карта, и, конечно, правительствам предстоит большая работа: за такой короткий период определить позицию правительств, как мы намерены эти изъятия убирать и в какой срок».

Возможно, кто-то возразит: а как же Таможенный союз с его общими правилами? Но на практике в целом успешный проект портят множество исключений – пока каждая страна стремится защитить именно своих производителей, расставляя для других различные барьеры.

Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «В правительстве Беларуси уже рассмотрели подходы перехода на торгово-экономические отношения без изъятий и ограничений. Это острая проблема. Большинство стран, это видно по Таможенному союзу, пытаются защитить национальных производителей, но это неправильно, надо смотреть шире, нам нужен общий рынок».

Интеграция и единый рынок – аналитики уверены, эти идеи будут ещё ценнее, если их реализовать на практике. И ради этого страны, похоже, готовы идти на компромисс по принципу «Поступиться малым, чтобы в будущем выиграть большее».

Михаил Ковалёв, профессор, декан экономического факультета БГУ: «Это будет действительно мощная группировка, которая позволит этой интеграции к 2030 году (по нашим расчётам) стать третьей экономикой мира, при этом обогнав Японию. Все эффекты от интеграции будут действительными только в том случае, если свободно будут перемещаться не только товары, но и нефть и газ. К сожалению, до сих пор есть лимиты и квоты. Тот рывок, который позволит нам обогнать Японию, станет возможным только в том случае, если и российская, и казахская нефть будет передвигаться по евразийскому пространству без барьеров. Мне кажется, что стороны к этому приближаются».

Уже не
«тройка», но ещё не «пятёрка». Формат будущего Евразийского экономического союза в Астане претерпел изменения. Украина и Кыргызстан выразили желание присоединиться к организации пока в качестве наблюдателей. Такое стремление было поддержано.

Буквально через день в Минске главы правительственных делегаций Украины и Кыргызстана подписали меморандумы, закрепляющие формулу «3+2».

И если Кыргызстан и ранее неоднократно заявлял о желании присоединиться к «интеграционной тройке» Беларуси, России и Казахстана (останавливают технические процедуры), то Украина до сих пор находилась на политическом перекрёстке между Западом и Востоком. С одной стороны, Киев ведёт переговоры об ассоциированном членстве в ЕС, с другой
рынок Таможенного союза – бесспорный приоритет для украинских предприятий.

Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ: «Таможенный союз (ТС) открыт для Украины, и всегда это подчёркивали, что в конечном итоге Украину ждут в ТС, в отличие от ЕС, замечу! Никто не сказал, что Украина никогда не будет членом ТС. Это движение, нужно идти навстречу друг другу, нужно идти на какие-то компромиссы, к чему Москва готова более, чем Киев. Мы видим, что формат взаимодействия ищется, предлагаются разные варианты. Я очень надеюсь, что в конечном итоге Украина выберет более выгодный для себя формат присоединения к ТС. Поскольку зона свободной торговли с ЕС – это грабительское для Украины соглашение. Я очень надеюсь, что трезвый расчёт возьмёт верх над всякими политологическими заключениями».

Что касается более широкого формата сотрудничества (Содружества Независимых Государств), то Беларусь как председатель в этом году формирует портфель приоритетов СНГ. Укрепление добрососедства, экономическое сотрудничество, инновации – направления, которые выбраны основой развития организации. Совет глав правительств СНГ поддержал белорусскую инициативу о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. В целом подписано 12 международных договоров в таких сферах, как использование атомной энергетики, железнодорожное сообщение, сельское хозяйство, образование.

Минский Совет глав правительств СНГ нельзя назвать неформальным и тем более формальным. Наиболее подходящая характеристика, в этом сходится большинство экспертов, – он был рабочим, деловым и богатым на события и результаты. Как пример – в день саммита прошёл форум деловых людей, что неудивительно. Ведь бизнес, как правило, первым реагирует на новшества, особенно если они касаются экономики.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by