Общенациональное телевидение

Литовский акцент

Читать на сайте ont.by

Для Литвы Беларусь – шестой по значимости рынок. А по инвестициям Литва, после США и России, является третьим крупнейшим инвестором в нашей стране.

Впрочем, белорусские инвестиции в Литву тоже значительные. В частности, на уходящей неделе стало известно, что один из современных участков Клайпедского порта отныне на треть принадлежит «Беларуськалию». Да и количество наших грузов через этот порт в перспективе может удвоиться. И это притом что каждая третья тонна здесь – белорусская. Всё это показывает: две страны продолжают оставаться друг для друга важнейшими партнёрами.

Белорусы купили часть Клайпедского порта. Эта новость стала главным событием накануне завершившегося белорусско-литовского экономического форума. Тридцатимиллионная сделка, которой белорусы только подтвердили своё намерение увеличивать экспорт, говорит теперь уже о стратегическом сотрудничестве «Беларуськалия» и Клайпедского порта. Партнёры уже не смогут разорвать свои отношения без особых потерь. И таких же изменений во взаимоотношениях ждут от многих направлений белорусско-литовского бизнеса – акцент нынешнего форума.

Как только информация о сделке «Беларуськалия» с портом стала доступной от журналистов, литовской стороне посыпались вопросы: смогут ли теперь влиять белорусы на политику работы порта, а значит, и на цены за перевалку и транзит грузов?

Римантас Синкявичус, министр транспорта и коммуникаций Литвы: «Сегодня каждая третья тонна груза, которая идёт из Клайпеды, – белорусская, поэтому, конечно, мы прислушиваемся к мнению наших белорусских партнёров. Но сейчас считаем, что наши условия максимально подстроены под совместную работу».

Несколько лет назад Клайпеда, что называется, победила белорусских клиентов. За возможность переваливать наши грузы боролись Вентспилс и Калининград, но именно здесь предложили лучшие условия. Клайпеду называют морскими воротами Беларуси, через которые идёт весь наш основной экспорт: кроме калийных удобрений, это продукция «Белшины», МТЗ и металлургического завода.

Повторения такого успеха работы ждут и в других сферах экономики. Об этом говорили и премьеры двух стран. Михаил Мясникович и Альгирдас Буткявичюс впервые встретились, чтобы обсудить создание условий для бизнеса, который постепенно выходит на серьёзный уровень интересов двух стран.

Михаил Мясникович: «Я посчитал приблизительно инвестиционный объём литовских вложений по тем проектам, по которым мы договорились в ближайшее время – он превысит 150$ млн. У нас много планов и в инвестиционных проектах: IT, медицина, особенно онкология и радиология. Это всё сформирует планы экономики на 20 лет вперёд».

Альгирдас Буткявичюс: «Я благодарю премьера Беларуси за то, что он приехал. Мы точно найдём ещё проекты, где сможем сотрудничать. Мы готовы развивать свои отношения. Во второй половине этого года Литва начнёт председательствовать в Евросоюзе, я думаю, это откроет для двух наших стран новые экономические возможности».

Самые интересные варианты для литовцев в том числе и в этих сферах – работа в наших экономически свободных зонах. Нулевой налог на прибыль в течение пяти лет привлекает крупный бизнес.

Компания «Медиена» – один из удачных примеров литовских резидентов в Беларуси. В Могилёвской свободной экономической зоне они построили абсолютный аналог литовского производства. «Медиена» – крупный подрядчик «Икеи» – шведского мирового лидера по производству мебели, который теперь вместе с литовцами пришёл и в Беларусь.

Сигитас Паулаускас, председатель литовского делового совета по экономическому и торговому сотрудничеству с Беларусью: «Политика политикой, но мы делаем правильные вещи. Создаём рабочие места, Брюссель далеко, а мы рядом и соседи. Литва вынуждена крутиться. Это мировой рынок, а совместный бизнес никому ещё не мешал».

Чтобы запустить завод, литовцы потратили €90 млн. Все рабочие места – около тысячи – отдадут белорусам. Бизнес видит возможность развития диалога. У нас работает 500 компаний с литовским капиталом. Основные направления – машиностроение, деревообработка, логистика. Здесь интересы взаимны. Литва рассматривает нашу страну не иначе как коридор на рынки таможенной тройки: Беларуси, России и Казахстана. Каждый год 100 млн тонн европейских грузов пересекают нашу территорию. А близкое соседство даёт возможность быстро улаживать любые проблемы с товарным потоком.

Владимир Коледа, председатель белорусского делового совета по экономическому и торговому сотрудничеству с Литвой: «Между нашими столицами 180 километров. От дома до гостиницы мы доехали за 2 часа 30 минут. Это быстрее, чем доехать до Гродно. Поэтому нам нужно ещё более быстрыми темпами развивать бизнес».

Робертас Даргис, президент Конфедерации промышленников Литвы: «Наш коридор интересов очень широк. Я не могу вам сказать, что литовский бизнес интересуется только швейным производством или логистикой. Нам интересно всё, что принесёт деньги. Сегодня здесь более трёхсот представителей деловых кругов – они найдут друг друга».

Найти новые возможности для «зарабатывания» денег – из-за такой простой формулировки задач белорусско-литовский экономический форум не теряет актуальность. По итогу этих переговоров стороны подписали два намерения о сотрудничестве – со свободной экономической зоной «Гомель-Ратон» и программу работы промышленных конфедераций на ближайший год. В переводе с языка экономики это принципиальное «да» любому бизнесу – от высоких технологий до туризма – тем, кто захочет работать вместе.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by