Общенациональное телевидение

Группа «Машина времени»: «Мы агрегат, работающий на жидком топливе!» (online-конференция)

Читать на сайте ont.by

Легенда гласит: «Машина времени» появилась потому, что ученик школы №19 Андрей Макаревич услышал The Beatles. Доподлинно неизвестно, кому коллектив обязан названием группы. Однако с полной уверенностью можно сказать, что оно остаётся актуальным и по сегодняшний день – фантастически попадает в самую точку. Потому что их музыка – это путешествие во времени. 13 апреля 2013 года пионеры русской рок-музыки выступили в минском Дворце спорта. В этот же день участники группы «Машина времени» стали гостями ONT.BY и ответили на вопросы наших пользователей. Ведущий онлайн-конференции – Иван Вабищевич (Дядя Ваня). 


Алла /Светлогорск/
Более 25 лет назад я стояла в Минске перед Дворцом спорта и не могла попасть на Ваш концерт. Не было билетов. И вот мечта молодости скоро исполнится. Ура! Я иду на концерт. Спасибо за Ваше творчество. Вопрос: кто придумал название группы? Думали ли Вы, что оно будет актуально спустя столько лет?

Андрей Макаревич: Я не помню, придумал его я или тогдашний наш первый барабанщик Юрий Борзов. Мы с ним вместе перебирали возможные варианты названий. О том, что будет через 43 года, мы не думали совершенно, это нам казалось где-то за гранью воображения.

Александр Кутиков: В итоге то название, которое сложилось, – «Машины времени» – это название народное: до 1974 года группа называлась именно так, а после – «Машина времени», потому что все наши фаны говорили «Машина времени».

А. М.: На «Машинку» пошли!


Денис /Москва/
Ваша команда выпустила за последнее время три песни, они замечательные, но по альбому народ истосковался (идёт активное обсуждение в Интернете). Когда выходит альбом – это целое событие. Так когда же?

 А. М.:
Я думаю, в тот момент, когда он будет написан до конца. Очень приятно, что народ по нему заранее истосковался, но здесь форсировать события мы, во всяком случае, не умеем. Песни когда пишутся, тогда пишутся.

А. К.: Когда мы были совсем юными и только-только начинали свою музыкальную деятельность, во всей музыкальной индустрии существовала культура сингла. Культура альбомов появилась позднее. Это было связано с тем, что появление долгоиграющих пластинок произошло намного позже, чем вся система хит-парадов и распространение песен.


На Западе культура синглов по-прежнему осталась…

А. К.: А у нас не привилась, к сожалению. Мы пробовали это делать и выпуск нескольких альбомов предваряли синглами. Но как-то народ наш к этому не привык.


Вадим Нищименко /Минск/
На каком «топливе» все годы с момента создания работает Ваша «машина»?

 А. М.:
Это у кого какое… Мы все очень разные люди: у кого дизель, у кого – АИ-98, у кого красное…

А. К.: Но, безусловно, мы агрегат, работающий на жидком топливе. (Смеётся).


Кому-то показываете новые песни перед трансляцией в массы?

 А. М.:
Да нет, мы как-то сами решаем.


Майя /Киев/
В странах бывшего Советского Союза сохранилась крепкая любовь к кумирам 70-80-х годов. На Ваш взгляд, ностальгия – это плохо или хорошо? Не тормозит ли она развитие музыкальной индустрии?

 А. М.:
Ностальгия – это большая неотъемлемая часть российско-советской культуры. И ничего с этим не поделаешь, так наши люди устроены. Я лично ей не подвержен, честно говоря, мне интересней смотреть вокруг, в то, что происходит сегодня, чем утыкаться в прошлое, ронять слёзы и вспоминать: «Ах, как было хорошо!» Ничего хорошего не было. Мы были лучше, пожалуй, потому что моложе. У меня довольно много друзей-знакомых, которые живут прошлым. По-моему, это не интересно. Прошлое было, оно было замечательным, и слава Богу. Мы все его помним, и этого достаточно.

А. К.: Вообще жить прошлым, ностальгией – это абсолютно бесперспективное занятие, потому что каждый день приносит что-то новое и интересное, пусть не всегда приятное, но, тем не менее, новое. Жить сегодняшним днём и будущим днём – это намного продуктивнее, чем жить ностальгией по тому, чего уже точно никогда не случится.


Алексей /Таллин/
В конце 60-х – начале 70-х бесспорным кумиром были «Битлз». Как вы считаете, есть ли на сегодняшней эстраде те, кто хоть немного приблизился к ним? С кого сегодня можно брать пример, кроме «Машины времени»?

 А. М.:
Насчёт «Машины времени»: из всех видов лести самая действенная – это грубая. (Смеётся). Надо ли вообще с кого-то брать пример? В этой музыке за пятьдесят с лишним лет накоплен такой багаж всевозможных направлений, жанров, мастеров, композиторов, исполнителей, что там можно найти всё, что пожелаешь. Я не считаю, что она (Прим. ред. – группа «Машина времени») сейчас переживает лучшие времена, но это тоже нормально. Жанр не может всё время переживать лучшие времена – так не бывает.

А. К.: При этом среди новых команд на мировом музыкальном пространстве есть достаточно много интересных.


Ольга Михайловна /г.п. Тереховка/
Почему в Вашей группе не было и нет представительницы женского пола? Это какая-то примета или жизненный принцип?

 А. М.:
А ещё у нас нет домашних животных в группе… (Смеётся). Что она будет тут у нас делать? У нас была костюмерша довольно долго, очень приличная девушка, занималась своим делом.

А. К.: В году 1972-м у нас были попытки использовать женский исполнительский талант. Помнишь, была девочка Лена, которая пела песни группы Middle of the Road?

А. М.: Да, помню. У нас и сейчас есть в группе женщина – Екатерина Друнина. Она видеохудожник, занимается видеорядом.

А. К.: А на сцене… Если учесть, что машину в некотором роде можно назвать ещё и кораблём, который имеет долгое-долгое и, слава Богу, счастливое плаванье... А на корабле, как водится, мы как-нибудь сами. (Смеётся).

А. М.: Нам их на берегу хватает!


В одной из публикаций в журнале «Story» (Прим. ред– А.М. – постоянный колумнист издания) Вы посетовали, что новые песни «Машины» не берут на радио: говорят, не формат. Как относитесь к современному делению на формат – не формат? Есть ли шанс у интеллектуальной музыки стать массовым продуктом? Если такого шанса нет, нужен ли он?

 А. М.:
Вообще интеллектуальный и массовый – вещи трудносовместимые. И это относится не только к музыке.

А. К.: «Машина времени» существует на радиостанциях. Насколько я знаю, такие крупные сетевые станции, как «Авторадио» передают в большом количестве песни «Машины времени», в том числе и некоторые из последних композиций.


Вы в курсе, что являетесь белорусской группой? В FM-диапазоне есть 75% формат белорусских исполнителей, так вот Вы являетесь белорусскими исполнителями.

 А. М.:
Спасибо моему происхождению!


Анатолий /Харьков/
Как Вы относитесь к моде нашего времени – фонограммам? Вы всегда работаете «вживую»?

 А. М.:
По-моему, уже мода на фонограммы проходит. Даже самые кабацкие люди запели вживую, так что этот вопрос откуда-то из прошлого. Нас Бог миловал.

А. К.: Вы знаете, нельзя называть концертом то, что я для себя назвал бы дефиле – демонстрацию себя, своей одежды, умения двигаться под фонограмму. Концерт – это когда человек играет, поёт, представляет свой талант, а сегодня многие представляют не талант, а внешность.


Андрей М /Смоленск/
Как Вы относитесь к критике по поводу своего творчества и Вашей общественной позиции в России?

 А. М.:
Я не очень слежу за критикой. Во-первых, потому что я не вижу каких-то особо интересных для меня музыкальных критиков. Что там треплют в Интернете… Так он для того и создан, чтоб трепаться. А на каждый чих, как говорят, не наздравствуешься.

А. К.: В России никогда не было настоящих музыкальных критиков.

А. М.: Музыкантов-то не было, откуда было взяться критикам? (Смеётся).


Елена /Слоним/
Откуда у Вас столько энергии на все эти перелёты-переезды? В чём секрет бодрости духа?

 А. К.:
Секрет, наверное, в топливе. (Смеётся).

А. М.: Да, топливо спасает. Наверное, мы просто привыкли, потому что всё это интересно. В конечном счёте ты всё равно едешь делать своё любимое дело.

Сколько городов в среднем Вы посещаете за один тур?

 А. М.:
Это по-разному бывает и зависит от того, в каком мы положении. Мы можем пару месяцев вообще не работать, а потом можем поехать плотно. Если выходит какая-то пластинка, то делается тур, связанный с ней.

Как долго Вы не бывали дома во время туров? Ваш рекорд?

 А. М.:
Пока мы работали в «Росконцерте», нам было положено играть, по-моему, 16 концертов в месяц, но играли мы намного больше, где-то по два концерта в день на протяжении трёх недель из четырёх.

А. К.: Самые длительные гастроли были как раз в 1980 году, когда мы уехали сразу после закрытия Олимпийских игр в Москве. Это было в последних числах июня, а домой в Москву вернулись в конце ноября. И вот так вот всё это время ездили.

А. М.: Были времена, когда группа могла три недели играть по два концерта в день во Дворце спорта в одном городе, и были аншлаги. Сегодня это ни с кем не происходит. Даже самые любимые команды приезжают на один концерт. Времена изменились, слава Богу.

А. К.: В течение десяти лет нашей работы в «Росконцерте» на профессиональной сцене мы отыграли примерно 2750 концертов, это 275 концертов в год, то есть практически каждый день.


Андрей, мировая слава как музыканта, писателя и публициста – в странах СНГ так точно – у Вас есть. И дайвингистом Вы были, и телеведущим… Вы счастливый человек? Может, что-нибудь ещё хотелось бы попробовать?

 А. М.:
Знаете, мне вполне достаточно. Нет у меня задачи перепробовать всё на свете. Счастливый, безусловно, потому что практически всё, что затевал, получилось.


Илона /Краснодар/
 Группа «Машина времени»
– мощный концертный коллектив, а провальные выступления у Вас случались?

 А. М.:
Однажды в Милане у нас на концерте было 5 человек.

А. К.: 11 было!

А. М.: Ну да, к концу ещё подошли.

А. К.:  На моей памяти один из первых концертов, в 1971 году, мы играли в ДК «Энергетиков». Он был вроде как достаточно успешен: народ собрался, но потом, когда мы выходили вечером после этого концерта, на афише, которая висела на Дворце культуры и предваряла наш концерт, большими красными буквами фломастером было написано слово «ЛАЖА». (Смеётся). Мы эту афишу сняли, принесли в нашу репетиционную комнату №8. Репетиционная комната делилась на отсеки, в которых хранилась аппаратура, – там одновременно несколько групп репетировали. И вот на внутреннюю часть двери, которая закрывала наш отсек, мы этот плакат повесили. Чтобы на каждой репетиции мы лицезрели эту афишу и работали с огоньком.

По поводу мощного концертного состава: состав периодически меняется – кто-то уходит, кто-то приходит… Что сейчас изменилось и чего ожидать слушателям, которые приходят на концерты сегодня? В каком составе работает «Машина времени» сегодня?

 А. М.:
У нас появился новый гитарист на месте ушедшего Жени Маргулиса. Его зовут Игорь Хомич. И произошла, на мой взгляд, беспрецедентная история. Всякий раз, когда происходили какие-то перемены в команде (а они у нас нечастые, поэтому это достаточно болезненная история), всегда возникали у фанов буйные споры. Менялись клавишники – «Кого Вы взяли вместо Пети Подгородецкого?» Когда Петя вернулся после Зайцева – «Кто этот толстый?» Мнения реально разделялись. Здесь не было ни одного негативного отзыва по поводу нашего нового музыканта. Я даже поразился. Я прошерстил в этой связи весь Интернет и ничего не нашёл. Я считаю, нам очень повезло, что как-то мы друг дружку нашли.

Наталья /Нижний Новгород/
Как, на Ваш взгляд, изменилась музыка за время, которое вы играете?

 А. М.:
Мы немножко играть научились за 40 лет. (Смеётся). Мы научились понимать, чего мы хотим. В юности у нас было бешеное желание, но мы не всегда знали, как это делается и какими средствами достигается. Это приходит с опытом, вот его мы, наверное, набрались.


Таня /Минск/
Если бы кто-то из Вас владел настоящей машиной времени, хотелось ли бы ей воспользоваться? И если да, в какую эпоху бы перенеслись? Может, в начало 80-х? Ваша запись 1981 года в Беларуси до сих пор является желанной в коллекции меломана.

 А. М.:
Что касается меня, я привык решать проблемы по мере их поступления. Когда у меня окажется машина времени, я в тот же момент начну думать, куда бы перенестись и стоит ли вообще это делать. А пока её нет и, видимо, в ближайшее время не будет, жалко тратить на это время.


 Призы за лучшие вопросы: два билета на концерт достались Вадиму Нищименко из Минска за вопрос о топливе, на котором ездит «Машина времени»; афиша с автографами всех участников группы достаётся Наталье из Нижнего Новгорода за вопрос о том, как изменилась музыка «МВ» за время существования группы. Поздравляем!

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by