15 февраля в Беларуси, как и во многих странах мира, зажигали свечи, вспоминая о тех, кто воевал в Афганистане. Через эту войну прошли 28 832 выходца из Беларуси.
771 человек погиб, более 1,5 тысяч получили ранения. С момента вывода советских войск прошло уже 24 года, тем не менее, постоянно появляются новые факты и откровения о той войне. Оттуда вернулись не все. В афганской войне за неполные 10 лет по официальным данным погиб каждый седьмой – это 15 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов. Ещё полтысячи пропали без вести, а 50 тысяч возвратились с увечьями и ранами. У Беларуси эта война забрала более 700 человек – сыновей, братьев и отцов.
О подвиге легендарной 9-й парашютно-десантной роты, благодаря кино, теперь знают многие. Среди 39 человек, которые вели оборонительный бой, были и два белоруса. Рождество 1988 года Владимир Криштопенко и Андрей Мельников встретили на высоте 3234. И погибли…
Андрей Евдокимович на могилу заходит часто. Наедине вспоминает нечастые встречи с зятем, который, словно что-то предчувствуя, торопился жить. Женился в 17 лет. Родилась дочка, которую он едва-едва успел понянчить. А Маша знает папу только в бронзе.
Когда пришла повестка из армии – даже не раздумывал, ушёл служить. В то время другого выбора и не поняли бы. А о жене и дочке, наличие которых давало ему «броню» от интернационального долга, умолчал. И через несколько месяцев – воздушно-десантные войска, пулемёт, 9 рота, Афган…
Ангелы оберегали его больше года – прошёл 6 спецопераций. Но на высоте 3234, за месяц до дембеля, удача заплутала где-то в горах. 12 раз «чёрные аисты», из числа наёмников-головорезов и религиозных фанатиков, поднимались в атаку, и 12 раз рота отбивалась. Когда мятежники уже отступали, казалось, всё кончилось. Но прилетела мина. Позже сослуживцы расскажут – осколок, пробив фотографию жены и дочки, вошёл Мельникову прямо в сердце.
5 июня 1987 в посёлке Ленок отмечали сразу два события – Володя Криштопенко встретил 18-летие и в этот же день его забирали в армию. На проводы пришёл весь посёлок. Прощаясь, парень сказал родителям: отслужу, вернусь сюда и буду жить только здесь и только с вами. Володя обещание сдержал – вернулся уже через два месяца. В цинковом гробу.
Успокоить сердце от потери единственного сына мама не может и спустя 25 лет. Всё, что осталось, – фотографии.
Фото из учебки – одно единственное, где Володя в военной форме. И последнее. В Афгане он пробыл только два месяца, хотя у него, как и у Мельникова, был выбор.
Татьяна Криштопенко: «Я узнала случайно, командир роты вышел, а перед этим мне говорят – рота идёт в Афганистан. Я говорю – нет, в соцстраны! Пришёл командир и говорит: да, в Афган. А почему он вам не сказал? Он же знает… Я просила – сынок, напиши заявление, и тебя оставят. Он не согласился – ребят предавать не буду».
Честный, искренний и влюблённый. Девушка Оля успела только проводить… На проводах вдруг со шкафа упало зеркало, но Володя лишь улыбнулся: какие приметы? Всё будет хорошо…
В Беларусь Мельникова и Криштопенко привезли вместе. Грузом 200. Родные поднимали глаза к небу – за что? Военные взгляд отводили … В том бою 9 рота полегла не вся, как показано в фильме. Из 39 погибли шестеро, 28 получили ранения. Криштопенко наградили орденом Красной Звезды, Мельникову присвоили звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Владимир Гарькавый, ветеран войны в Афганистане: «Это подвиг, конечно, подвиг, но знаете, участие в любой войне – это уже подвиг для солдата».
Разведчик Владимир Гарькавый в Афганистане провёл 4,5 года. Внедрялся в банды, в совершенстве зная редкие языки дари, пушту, и освобождал советских солдат из плена. Обменный курс: за одного нашего – десять моджахедов. Он дипломатично уходит от вопроса, что мы выиграли в той войне и зачем она была нужна, и жалеет только об одном: погибших солдатах и искалеченных судьбах.
Владимир Гарькавый, ветеран войны в Афганистане: «Я был молодым, офицером, солдатом, защищал интересы своего государства, выполнял приказ, то, что поручено. Конечно, можно было говорить о том, что война была ошибкой. История расставит всё на свои места. Мы сегодня ведём борьбу с международным терроризмом, он начался с Афганистана».
Постоять за себя и защитить от врага – витебский афганец Юрий Садовский учит своих малышей следовать только этому принципу. Больше десяти лет он обучает детвору вьетнамскому единоборству Вьет Во Дао.
Он бы не выжил, если бы не напарник. В одном из бою вместе выпустили по врагу 12 тысяч патронов. Остались живы…
Юрий Садовский, директор спортивной школы «Динамо» г. Витебск: «Там чётко понимали: вот это враг, вот это друг, если друг стоит спиной к спине, то в спину уже никто не ударит».
Но сразу после войны Садовскому было нелегко освоиться в мирной жизни. Помогло увлечение единоборствами.
Старшему – 15, младшему нет и шести. Приёмы рукопашного боя осваивают 50 школьников. И есть победы на международных турнирах – значит, Садовский нашёл силы вернуться в мирное русло жизни… Так получилось не у всех. Но, несмотря на проигранную политиками войну, военные всё-таки вернулись победителями.
Посттравматический синдром затронул и тех, кто воевал на Среднем Востоке, и тех, кто не дождался своих родных, запомнив их навсегда молодыми и с огромной жаждой жизни. Эти люди умеют переносить тяготы и лишения, они способны преодолеть любые препятствия. Может ли похвастаться этим наша молодёжь? «Афганское братство» всегда готово помочь. Ведь молодым очень нужны те самые морально-волевые качества. Особенно в мирное время.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram