На белорусском рынке всё чаще встречаются предложения «куплю готовый бизнес», «поделюсь брендом за хорошее вознаграждение». Франчайзинг открывает новые возможности для предпринимателей. Преимущество в том, что деньги инвестируются уже в известную марку со сформировавшееся репутацией, налаженными связями и клиентами.
Пожалуй, редкий человек с амбициями не мечтал бы о собственном деле. Правда, риск не выдержать конкуренцию и потерять вложенные в капитал деньги, взятые в кредит или полученные от продажи единственной недвижимости, сдерживают инициативу. На помощь сомневающемуся предпринимателю пришли состоявшиеся «акулы бизнеса». Крупные компании предлагают сотрудничать по франчайзингу, то есть легально копировать их бренд взамен на высокие объёмы розничных продаж.
Основатель этого направления – Исаак Зингер. В середине XIX века он первым заключил дистрибьюторский договор с американскими компаниями на продажу и ремонт швейных машин под его именем. Идею франчайзинга подхватил General Motors, создавая по всему миру дилерские центры. Аналогично поступил и Рэй Крок, купив лицензию у понравившегося ему небольшого, но успешного ресторанчика, и построил на нём целую империю McDonalds. На сегодняшний день половина всех продаж в мире идёт через систему франчайзинга. Ежегодно она приносит по 20% ВВП экономике США и многих стран Европы.
От классических ошибок новичка застрахует «старший брат», он же владелец бренда. Купив у него лицензию, младший партнёр вправе рассчитывать на поддержку, включая дизайн-проект, рекламу, обучение персонала, технологию ведения бизнеса, постоянный ассортимент. Для крупного игрока – это возможность расширить географию бренда, начинающего бизнесмена – шанс с нуля вырасти до самостоятельного дела при минимальных затратах и рисках.
Пётр Арушаньянц, заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси: «Количество закрывающихся бизнесов по франшизе в 5 раз меньше, чем тех, которые открылись самостоятельно».
Франчайзинговая система охватывает сотни отраслей. В Беларуси в основном это общепит, сфера услуг и розничная торговля. Для предприятий-производителей развитие таким способом торговой сети – на пользу экспорту.
Белорусская компания О. Jen – производитель женской одежды – на рынке всего 4 года, но уже успела занять прочные позиции в России, Украине и в странах дальнего зарубежья. Её козырь – изысканный стиль, утончённый вкус и качество. Вискоза, хлопковый жаккард, атлас – всё из Италии. Самые интересные модели сначала проходят испытания на подиумах «Недели моды», потом поступают в магазины. В год компания выпускает по две сезонные коллекции – в каждой до 100 моделей.
С прошлого года компания развивает торговую сеть. В стране и за её пределами уже более 300 объектов, не считая интернет-магазина, и всё равно этого не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Так что даже на официальном сайте первым делом предложение о сотрудничестве, а уже потом каталоги и акции.
В данный момент идут переговоры об открытии целой сети магазинов О. Jen в Киеве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Компания готова делиться бизнесом и не скрывает свои желания – покорить как можно больше женских сердец.
Подписывайтесь на нас в Telegram