Общенациональное телевидение

В театре оперы и балета представили премьеру новой редакции оперы «Князь Игорь»

Читать на сайте ont.by

На сцене Национального академического Большого театра оперы и балета – премьера оперы «Князь Игорь» Александра Бородина по мотивам «Слова о полку Игореве». Возродил шедевр оперной классики у нас Юрий Александров ‑ российский режиссёр с мировым именем.

Сбросить оковы неволи – и вернуться домой. Поют и танцуют пленницы хана Кончака. Половецкие пляски – самый яркий танцевальный фрагмент оперы. Поход князя Игоря на половцев завершился неудачно. Он в плену, а в родном Путивле его ждёт жена Ярославна. Молодая женщина на свои хрупкие плечи берёт нелёгкое бремя.

Анастасия Москвина, заслуженная артистка Республики Беларусь, исполнительница роли Ярославны: «Это образ такой настоящей русской женщины – «женщины в русских селеньях!» Она должна быть очень сильной, мощной, несмотря на то, что Бородин написал очень светлую музыку».

Лирические партии вперемежку с народными хорами. Бородин открыл оперному миру загадочную душу русского народа. В основу либретто легла рукопись неизвестного автора, ставшая самым известным памятником древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» изучают до сих пор. По нотам разбирают и саму оперу.

Павел Сорокин, дирижёр-постановщик, заслуженный артист России: «Она даёт много возможностей для разнообразных концепций. Музыка-то гениальная, и постановка хорошая, она заканчивается с надеждой. Конечно, с надеждой на Бога, но всё-таки с надеждой».

Неудачу князю Игорю предсказали. Подготовку к походу омрачило солнечное затмение. Для людей, живших в XII веке, знак недобрый. Но Игорь в исполнении Станислава Трифонова – непоколебим, характер – истинно русский. И в этот раз не по-оперному сложный.

Станислав Трифонов, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли князя Игоря: «Традиционно он такой, как в детской сказке, – очень хороший. Поэтому психологически интересно поискать какие-то белые и чёрные пятна. Тем и интересно сегодняшнее возобновление спектакля – вернуть выпуклость характеров, вдохнуть в персонажей жизнь».

C репертуара оперного театра «Князя Игоря» не снимали. С 1996 года. Тогда ставил тоже Юрий Александров – он более 20 лет был режиссёром «Мариинки», основал театр «Санкт-Петербург Опера». Белорусский Большой театр, признался, – «первая любовь». Именно здесь ставил дипломный спектакль. Не «Князя Игоря», но вдохнуть новую жизнь в одну из своих прежних работ согласился сразу.

Юрий Александров, режиссёр-постановщик, народный артист России: «Прошло 20 лет. Я стал другим. Отличаюсь я, жизнь отличается, публика другая – всё изменилось: и наше отношение к истории тоже несколько изменилось, мы стали немножко смелее оценивать прошлое. Это спектакль, в котором, несомненно, есть мотивы, связанные с сегодняшним временем. Он стал более актуальным».

Опера «Князь Игорь» могла кануть в лету. Бородин не успел её дописать. Нелёгкий труд лег на плечи Глазунова и Римского-Корсакова. Усилия себя оправдали: первая постановка сразу принесла триумф.

Станет ли триумфом нынешняя премьера, решит зритель и критик. В любом случае имя «Князя Игоря» уже вписано в летопись Рождественского оперного форума, который пройдёт в декабре в Минске.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by