Общенациональное телевидение

Священные стены

Читать на сайте ont.by

Пока ещё скромный юбилей – 10-летие возрождения – в этом году отмечает Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Хотя сама обитель очень древняя.

Этот монастырь, что под Новогрудком, основан в XIII веке. И за 9 столетий его несколько раз уничтожали. А восстанавливать начали буквально с нуля. Вместе с восстановлением в монастыре идут археологические раскопки, монахи и учёные надеются разгадать главную тайну Лавришевской обители.

Редкие автомобили, крики петухов и звуки церковной службы – вот и всё, что нарушает тишину возле деревни Лавришево Новогрудского района. Хотя ежедневные богослужения появились лишь 10 лет назад. Тогда Елисеевский монастырь стал возрождаться из руин и пепла. Ни обломков, ни пепелища монах Феодосий не застал. Место было почти пусто. Но – свято.

Испугаться можно было – под силу ли с нуля поднять один из древнейших монастырей Беларуси? Первое упоминание – 1225 год. Одни источники пишут так. Святой Елисей – сын великого князя литовского Тройната – оставил двор и высокий пост, принял монашество и под руководством епископа Лаврентия Туровского на берегу Немана основал обитель.

Иеромонах Феодосий: «8 столетий назад так появился островок православия. И даже в буквальном смысле – с одной стороны вода, с другой непроходимые болота».

Как тогда, свою миссию монахи XXI века долгом считают. Хоть послушание отца Феодосия – экскурсии водить. Прогулки наместника – игумена Евсевия – хождением не назовешь. Это чтобы верный пёс размялся.

Но и задачи сегодня другие – социально-духовная помощь. Народ, наоборот, сам дорогу к храму находит. Виталию Ойновскому больше идти-то некуда. Сирота, проблемы с алкоголем. Он колет дрова, строит Дом милосердия – для таких же страждущих, как сам. Лёгких дел здесь нет, но труднее всего понять – как жить дальше.

Паломников отец Феодосий обязательно отводит на кладбище. И все останавливаются у могилы одного из монахов. Возможно, одна из распространённых надгробных надписей здесь приобретает особый смысл.

Автор – неизвестен. Вообще в истории монастыря много загадок. По другой версии, обитель заложил сын первого князя ВКЛ Миндовга – Войшалк. Иногда его портретом считают гравюру на обложке Лавришевского Евангелия, написанного в XIV веке. Сохранилось до сих пор, что подлинник в Польше. Ещё одна святыня – нетленные мощи преподобного Елисея – исчезли в середине XVI века, когда татарское войско уничтожило монастырь. Его отстроили снова, затем сделали униатским, а после упразднили.

Обитель опять ушла в небытие. После Первой мировой жизнь замерла почти на сто лет. Уцелела одна церковь XVIII века. Иконы в экспозиции отсюда – деревянные, на металле, разных техник и разных конфессий. Некоторые принесли местные жители, наконец дождавшись третьего возрождения Лавришевской обители.

Сейчас по строчке монастырскую летопись пишут заново. Артефакты добывают археологи. Раскопки начались в прошлом году, обнаружен фундамент первого монастыря. Расписная посуда, резные печи – эти вещи рассказывают о монастырском быте.

В следующей экспедиции профессор Рассадин намерен хотя бы приблизиться к древней тайне Лавришевского монастыря – найти подвал, в котором похоронены монахи, убитые татарами. А, возможно, и главное его сокровище. Черные копатели и искатели приключений давно говорят о несметных богатствах Лавришево – монастырском золоте. Не понимая, что на самом деле бесценно и для монахов, и для историков. Мощи первого основателя – Святого Елисея – до сих пор спрятаны где-то в этих местах.

Иеромонах Феодосий: «Для меня этот факт не имеет значения – людям они помогают».

Сергей Рассадин, профессор кафедры истории Белорусского национального технологического университета: «Если удастся в самом углу подвала найти ларец, я не буду против. Но, может, мы уже держим в руках – нам осталось только понять».

Наместник обители отец Евсевий за всё благодарит Бога. За то, что привёл его сюда, за строительство новых храмов и корпусов, за многочисленные экскурсии, за неравнодушных людей. За то, что нуждающиеся получают в обители помощь.

Игумен Евсевий, наместник Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря: «Вот икона «Умиление», есть такое предположение, что она была более строгого взгляда, а теперь стала улыбаться. Радует Божию Матерь, что люди к ней приходят».

А главная тайна откроется, уверены священнослужители, только тогда, когда люди будут этого достойны.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by