Общенациональное телевидение

Белорусское латино

Читать на сайте ont.by

Как бы конструктивно ни складывались белорусско-российские отношения, многовекторность внешней политики была и остаётся актуальной. Впечатляющая цифра: за последние 5 лет товарооборот с Венесуэлой вырос… в 200 раз! Новые точки экономического соприкосновения найдены с Кубой.

Это первый в истории Венесуэлы парад автомобильной и сельскохозяйственной техники (см. видео – прим. ред.). Вся она собрана на совместных белорусско-венесуэльских предприятиях. За рулём новенького МАЗа – президент Уго Чавес. Два завода – автомобильный и тракторный – белорусы сдали под ключ за полтора года. Сошедшие с конвейера машины стали без преувеличения историческим событием.

Уго Чавес, президент Боливарианской Республики Венесуэла: «С большим уважением хочу сказать спасибо белорусам и особенно Александру Лукашенко. Недавно он был здесь. Мы сделали то, о чём договаривались. Мы построили здесь совместные заводы и фактически открыли окно в Европу, Азию и Африку. Для этого достаточно посмотреть на карту. Смотрите. Когда мы насытим этой техникой рынок Венесуэлы, то сможем продавать её в Бразилию и страны Таможенного союза МЕРКОСУР, в который вступаем в конце месяца, дальше в соседние страны, в Карибский район, а дальше в страны Африки, с которыми у нас прекрасные отношения».

Выгоду Беларуси от совместных предприятий подсчитать несложно. Мы получаем деньги за комплектующие, из которых собирают технику, а потом страны ещё делят прибыль после её продажи. Хотя те, кто здесь работают, уверяют, что дело не только в деньгах. Иван Паргас – мастер на строительстве ещё одного совместного предприятия по производству техники «Амкадор». Иван не знает, почему родители назвали его славянским именем, мать говорила – просто звучит красиво, а вот своих детей венесуэльский Иван назвал вполне осознанно.

Иван Паргас, мастер компании «Белзарубежстрой»: «У меня три сына. Когда я начал работать с белорусами, то дал каждому из них второе имя – Александр. Я думаю, не трудно догадаться, в честь кого я это сделал».

Помимо нареканий на жаркий климат, белорусы довольны работой. Зарплата достойная. Бытовые условия хорошие. Увидев нашу съёмочную группу, многие стали просить, чтобы мы обязательно показали в Беларуси, как они здесь живут. В Интернете регулярно появляются страшилки про то, в каких ужасных условиях приходится работать в Венесуэле, и родственники наших специалистов постоянно переживают.

Евгений Швед, специалист компании «Белзарубежстрой»: «Вот в этом доме мы живём впятером. Здесь обеденный стол. Это кухня, где мы готовим вместе, с продуктами проблем никаких нет, в Венесуэле любят покушать. А там спальни – у каждого своя комната, гардероб, душ».

Чтобы умереть с голоду в Венесуэле, нужно очень постараться – возле каждого дома дорога буквально услана фруктами.

Александр Орсик, специалист компании «Белзарубежстрой»: «Вот манго лежит. Поднимаешь, чистишь и ешь. У нас это даже в магазинах экзотический фрукт».

Правда, есть здесь один дефицит. Берёзовые веники редко привозят. Приходится в бане, а её, кстати, здесь построили в первую очередь, париться эвкалиптом.

Руслан Марцинкевич, технолог компании «Белзарубежстрой»: «Венесуэльцы нас не понимают, как это в 40-градусную жару можно ещё и в парилку залазить».

Белорусы и венесуэльцы работают не только на стройке плечо к плечу, но и стол к столу в офисах. Инженеры, бухгалтеры, архитекторы, юристы. Иногда даже создаётся такое впечатление, что эти два народа вот так всегда жили и работали вместе. Причём эти чувства возникают не только на совместных предприятиях. Но и на улицах. Местные жители никогда не спутают белоруса с россиянином или поляком, и фактически каждый может продемонстрировать свой словарный запас о нашей стране: «Белорусья», «Минск», «Команданте Лукашенко», «МАЗ», «Тракторес» – здесь это уже наши бренды.

А это уже Куба (см. видео – прим. ред.). На улицах Гаваны автобусы МАЗ стали таким же привычным атрибутом, как пальмы и портреты Че Гевара. В местном автобусном парке 100 белорусских автобусов, есть ещё российские и китайские, но транспортную проблему это не решает. Сейчас здесь полдень, до часа пик ещё далеко, а в автобус уже не пробиться: всё битком.

Педро Торес, водитель автобуса: «Белорусские МАЗы более надёжные, чем китайские, но для китайских есть сервисный центр, и их быстро чинят, а к белорусским запчасти поступают редко».

Хуан Гонсалес, пассажир: «На моём маршруте ездят в основном МАЗы, поэтому я был рад услышать, что когда к нам приезжал Президент Беларуси, то договорились о поставках запчастей. И сервисный центр потом откроется. Потом, глядишь, и наши власти ещё МАЗы купят. Будут чаще ходить».

Уже отправлена на Кубу и очередная партия белорусских тракторов и запчастей к ним – это также договорённость руководителей двух стран. Начались совместные проекты в области фармакологии – кубинские коллеги уже передали белорусам технологии для производства препаратов, которые используются при лечении онкологических заболеваний, и уже в ближайшее время в Минске начнётся их производство. Однако на этом сотрудничество между странами фактически ограничивается. Встречи на высшем уровне включили зелёный свет для наших товаров, но разнообразие белорусского экспорта на Кубу не увеличилось.

Иннокентий Макуть, временный поверенный в делах Беларуси на Кубе: «Наши предприятия не стремятся на этот рынок. Например, на известной кубинской выставке за два года никто из Беларуси даже не представил свои товары. Только в прошлом году участвовали Минский автомобильный и авиаремонтный заводы, и это сразу принесло результат».

Кубинский рынок многие белорусские предприятия не любят из-за местного законодательства. В соответствии с ним, Куба может оплатить сразу только 15% от стоимости товара. О какой-либо предоплате говорить и вовсе не приходится. Обладая хорошим финансовым запасом, на кубинском рынке довольно быстро разворачивается Китай. Он постоянно предоставляет кубинцам кредиты под свои же товары, а потом постепенно получает так называемые «длинные деньги». Для тех же белорусских заводов, оборот которых не позволяет отдавать продукцию в рассрочку, хорошим вариантом могут стать местные дилеры – они сначала покупают товары в разных странах, а потом уже продают их здесь, на Кубе. Алехандро Фернандес – руководитель одной из таких компаний. Он уже успешно работает с белорусскими машиностроителями, но другие наши предприятия свою продукцию не предлагали.

Алехандро Фернандес, директор кубинской компании-дилера: «Нужно уходить от этих традиционных товаров. Хорошо, что мы этого достигли, но нужно двигаться дальше. Создавать специальные группы, которые будут этим заниматься. Иначе, будут, как сейчас, торговать здесь испанцы, канадцы, а белорусы не будут. Я уверен в качестве ваших товаров, но у нас про них ничего не знают. Например, лён – для того чтобы сделать скатерть, бельё. Текстиль, металлургия, посуда».

Выгодным может быть и экспорт на Кубу белорусских продуктов питания, бытовой техники, которой здесь пока в дефиците. В этом плане нам как нельзя кстати может оказаться соседствующая с Кубой Венесуэла. Боливарианская республика уже активно торгует с Кубой, и вот эта стрелочка, нарисованная Чавесом, может оказаться для наших товаров настоящим вторым фронтом. Ведь пока наши строители готовы и дальше прорубать для Беларуси окна в Латинскую Америку. Между прочим, они и про окна с видом на Родину не забыли. На картинах в домах наших специалистов белорусские мотивы. Кстати, не только художественные. Под вечер над горами и пальмами Латинской Америки частенько звучит белорусская народная.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by