Во всех белорусских церквях отслужили вселенские панихиды, а на кладбища устремились десятки тысяч людей, чтобы почтить память своих родных и близких.
Церковные службы за упокой закончились Пасхальными поздравлениями. В этом и смысл Радуницы. Живые могут отметить светлый праздник Пасхи вместе с ушедшими близкими. В церквях ставят свечи, а потом едут на кладбище – повидаться. Прямо перед входом – море из цветов.
Цветы на могиле могут рассказать многое. Например, о том, что родные ещё не свыклись с мыслью о потере. Или, наоборот, о том, что память об этом человеке умерла, как и он сам.
Сергей уже не раз убирал соседскую могилу. Говорит, на Радуницу это традиция. И не беда, что он не знает, кто тут похоронен. Как и Мария Васильевна: на Военное кладбище Минска она пришла к неизвестным солдатам.
Это один из самых старых некрополей в черте города. Здесь поминали тех, кто отдал жизнь за Родину в годы Великой Отечественной. Сначала прошло богослужение в церкви Александра Невского, построенной более столетия назад, а затем начался крестный ход.
Вспомнить, каким был усопший, и помолиться за него – всё, что нужно на Радуницу. Правда, стоит ли при этом накрывать стол прямо на кладбище – вопрос неоднозначный.
Эта семья повидаться с бабушкой и дедушкой приехала издалека. С собой привезли правнучку.
На Восточном кладбище всем предлагали воспользоваться электронной Книгой памяти – по фамилии можно быстро найти информацию о захоронении и схему проезда к могиле. Для памятников на первой аллее в этом нет необходимости.
Пётр Машеров – известный политический деятель – оставил после себя хорошую память. Жена – Полина Машерова – как и в жизни – в тени мужа. Но каждый год на её могилу приходят десятки коллег. У них отдельные воспоминания.
Тысячи людей вспомнили своих родственников, учителей, друзей, коллег и просто знакомых. Тех, кого не вернуть. Самая важная часть поминания на Радуницу – молитва – прозвучала в сердцах каждого.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram