Часть иконописных шедевров запасники покинула впервые. Пройдя до экспозиции терновый путь реставрации.
Рука к руке, Богоматерь к Христу. Одигитрия (Указующая путь) – сюжет канонический. Завещал евангелист Лука. Правда, в Беларуси, на стыке культур, лик обрёл национальные черты. Например, Дева Мария Снежная уж больно вертикальная. Да и цветы на одеяниях не краски Святой Земли.
В четырёх стенах иконы, спасённые в эпоху атеизма. Из закрытых храмов Путеводительницы отправлялись в иные – храмы искусства. Чаще под замок, в фонды. И сегодня, после реставрации, почти сорок работ вновь осветили мир. Православных, католиков…
«Богоматерь Краковская» открыта заново. Лик когда-то записали. Масляной краской. Сейчас у иконы второе явление. И второе рождение. Реставраторы воссоздали вырванные части. Их когда-то скрывал оклад. То ли золотой, то ли серебряный. Сорван в годы борьбы с опиумом для народа – религией.
В музейных запасниках их около двухсот сорока – икон прошлого. Огненный семнадцатый и просвещённый восемнадцатый – два века, одна эпоха. Барокко. А это две стороны одной работы. На металле. Белорусская школа Богоматери.
Подписывайтесь на нас в Telegram