Хоругви минских ремесленников впервые выставили в Национальном историческом. В музейных подвалах артефакты XIX века скрывали 50 лет. И наконец, благодаря спонсорам, древние символы столичных мастеров возродили.
Библейский Давид с лирой в руке: смотрим «до» и «после». Лик царя на хоругви минского цеха музыкантов спасли рестораторы. Прошлись (не только скальпелем) и по фронту, и по тылу. Штандарт – двусторонний, первой половины XIX века… возможно.
Николай Плавинский, заведующий отделом Национального исторического музея Беларуси: «Ёсць вельмі сур’ёзная падстава меркаваць, што яны ўзыходзяць яшчэ да больш ранняга часу. Можа быць, Рэчы Паспалітай. Вензель «Мікалай Першы», хутчэй за ўсё, з’яўляецца дамалёўкай больш ранняй харугвы».
Это особенно заметно на другой хоругви. Двуглавый орёл парит над станком. На обороте изображён святой Онуфрий Мученик – патрон минских ткачей. Холсты сегодня во временной одежде. Шёлковое обрамление (малинового цвета) поизносилось. В Национальном историческом штандарты находятся с середины двадцатых годов прошлого века. В годы оккупации побывали в Германии.
Кроме хоругвей минских музыкантов и ткачей, в коллекции Национального исторического ещё четыре ремесленных штандарта из довоенного собрания. Эти цеховые знаки сейчас ждут реставрации в запасниках музея.
В средневековой, и не только, Европе Минск известен, как «город мастеров». А цеха – их профессиональный союз: со своим гербом, печатью и хоругвью. Выносили полотнища по особым праздникам.
Сергей Вечер, директор Национального исторического музея Беларуси: «Гэтыя харугвы ў нас плануюцца ў экспазіцыі новага будынку на Фрунзе, 19. Яны не экспанаваліся ўвогуле ніразу».
Частный капитал помог музею возродить символы ремесленников. А также издать «Брилёвский клад». Каталог археологической сенсации открывает целую серию о сокровищах главного собрания страны. Попадут в переплёт, уверяют, и минские хоругви.
Подписывайтесь на нас в Telegram