К восьмому дню своей ливийской «Одиссеи» западная коалиция, похоже, потихоньку заходит в тупик. И, несмотря на многообещающее название «Одиссея. Рассвет» до заката еще далеко.
Бомбардировки различной интенсивности продолжались в Ливии практически всю неделю. Число жертв, превысило 100 человек. Таковы официальные данные ливийского комитета по здравоохранению. Пентагон эти цифры опровергает.
Вместе с тем, чем больше иностранных бомб и ракет, тем меньше единства становится в рядах западных союзников. Взаимоотношения в коалиции не отличаются координацией. Франция – инициатор кампании, по-прежнему претендует на роль лидера. В США – осторожничают и, якобы молча, соглашаются на французский приоритет. Дескать, обожглись на Ираке и Афганистане – хватит. Великобритания призывает к активным действиям, но выступает за передачу командования операцией в руки НАТО. Париж это пугает, ведь коллективное руководство ставит под удар роль Саркози, как главного застрельщика «крестового похода». Германия – еще один мощный натовский локомотив тянет «Одиссею» совсем в другую сторону. В ливийский блицкриг, то есть молниеносную войну без потерь Берлин не поверил, вместо этого немцы предлагают нефтяное и газовое эмбарго Ливии. А это невыгодно Италии, где каждая десятая тона нефти – ливийская. И Рим заинтересован как раз таки в увеличении поставок. Есть претензии и у Турции. В Анкаре не согласны с доминирующей ролью Франции, и не горят желанием принимать участие в боевых действиях. Максимум, на что готова Турция, это гуманитарная миссия. Норвегия, которая сначала отправила свои истребители к ливийским берегам, спустя несколько дней пилотов отозвала. Причина: неясность целей миссии, а болгарский премьер-министр и вовсе заявил, наши пилоты, цитата: «Никогда не примут участие в подобной авантюре».
По-разному ливийские события оценивают и в России. В понедельник ливийский клин чуть не расколол отношения Путина и Медведева. Глава российского правительства агрессию запада раскритиковал, а резолюцию ООН назвал ущербной. В свою очередь Дмитрий Медведев отметил, что Россия могла воспользоваться правом вето и заблокировать резолюцию ООН, но сделала это сознательно, по его, Медведева, поручению. Кстати, быть может совпадение, но факт. Многие из тех политиков, кто сейчас полковника Каддафи не слышит и дружеских писем ему не пишет, еще совсем недавно были с ливийским революционером, как говорится на короткой ноге. Вот Берлускони со всей итальянской страстью благодарит Каддафи, видимо за нефтяные поставки, а это они уже вместе с Саркози, чья предвыборная кампания была профинансирована, в том числе и на ливийские деньги. С бывшим британским премьером Тони Блэром Каддафи, судя по этому снимку, тоже было о чем посекретничать: часть ливийских капиталов вложены в английскую систему образования… Президент США Обама на публике тоже весьма любезен с Каддафи, а вот они с Медведевым. На этом снимке претензий к Каддафи еще нет. Западу было за что дружить с Каддафи. В Европу и ее политиков полковник охотно инвестировал, причем не «Томагавки», а нефтедоллары.
Мотивов у развернувшейся военной кампании хватает. И от внутриливийских противоречий они весьма далеки. Берлускони отвлекает народ от своих амурных похождений, Саркози пытается набрать очки для предстоящей президентской гонки, куда с нынешним рейтингом просто не вписывается. Молодой британский премьер, напротив, закрепляет уже завоеванные на прошедших выборах позиции.
И за всем этим стоит основная версия: между Каддафи и Европой пробежала черная нефтяная кошка. Доля ливийского «черного» золота в мировом барреле хоть не большая около 2-х процентов, но для Европы весьма полезная. И, судя по «географии», так называемой гражданской войны основные боевые действия идут именно вблизи крупных центров нефтепереработки Эз-Завия, Рас Лануф, Марсо, Эль-Брега и портов, например, Мисурата. И первой от власти Каддафи попыталась избавиться Киренаика, где расположены основные запасы ливийских углеводородов. Кстати, информации об уничтожении нефтехимических заводов или месторождений добычи нефти и газа пока нет. Как не было в Ираке или Югославии. Здесь и повстанцы, и западная авиация действует весьма избирательно. Нефтегазовая часть народного богатства Ливии Западу нужна в целостности и сохранности.
На нефтяной вектор кампании указывают и другие факты. Например, британская «Бритиш петролеум» еще в 2007 году заплатила за лицензию на бурение на морском шельфе Ливии вблизи Бенгази 900 миллионов долларов. Добыча должна была начаться осенью 2010 года, но затем британская компания неожиданно перенесла дату начала освоения месторождения на осень 2011 года. Выходит, все было весьма предсказуемо. И американские корабли на пару с британским подводными лодками не случайно заняли позиции в Средиземном море и начали свою «Одиссею» задолго до «Рассвета».
Еще один мотив – деньги. Ливия – страна не бедная. Благодаря нефти и газу она обладает внушительным профицитом во внешней торговле. В 2008 году экспорт из страны составил 64 с половиной миллиарда долларов, а импорт – около 27 миллиардов. По данным «The Wall Street Journal» валютные резервы ливийского Центробанка превышают 100 миллиардов долларов, еще 70 могут находиться в других государственных фондах. Прибавить к этому 40-миллиардный капитал ливийского инвестиционного агентства. Деньги вложены в ценные европейские бумаги, банки, промышленные компании, газеты, футбольные клубы. В случае крушения режима Каддафи или его международной изоляции, эти деньги окажутся отрезанными от Ливии, а потом, не исключено, просто-напросто пропадут, вернее, осядут в чьих-то европейских карманах. Прецедент уже был, в 2004 году улетучились 40 миллиардов долларов из фонда развития Ирака. Кстати, уже сейчас в Европе и США арестовано около 40 миллиардов зарубежных ливийские активов. Помимо этого, Великобритания, которая, кстати, печатает ливийские деньги – динары, что тоже указывает на степень прошлого доверия между Лондоном и Триполи, заблокировала отправку новой валюты на сумму в полтора миллиарда долларов.
Третий мотив – геополитический, преследует более далекие цели. Вариантов здесь может быть несколько. Но в любом случае цель войны всегда одна – улучшение позиций для развязывания следующей войны. С подчинением Северной Африки довольно удобно воевать, например, с Ираном, Сирией, а в случае дальнейшего успеха, экономически давить на Китай с целью не дать ему стать мировым экономическим лидером.
И снова о войне: об ожесточенном сопротивлении повстанцев и боях с правительственными войсками – такова версия большинства западных изданий. Кстати, в Ливии только официально аккредитованы более восьмисот иностранных журналистов. Многие здесь, похоже, не столько информируют общественность, сколько формируют общественное мнение. Вот любопытные снимки ожесточенного сопротивления. На этом якобы бомбежка ливийских ВВС. Странно: многие повстанцы даже не пытаются укрыться от авианалета, а вот еще – повстанец пытается сбить реактивный самолет из пулемета, показывая при этом фотографу свои чудо акробатические способности, а это очередной обстрел, уже артиллерийский. Странно, но повстанцев на заднем плане канонада, похоже, не пугает.
Перспективы ливийского рассвета пока далеко не радужные. Закат Запад прогнозирует не раньше, чем через 90 дней. Не исключена сухопутная операция. И хотя такого решения нет, переброска десанта, на всякий случай уже началась. Денег на это, не смотря на посткризисный период, никто не жалеет. И это при том, что только США уже потратили на перевод стрелок с мирного на военное время больше миллиарда долларов. И, кстати, возможно, из тех самых ливийских миллиардов, арестованных во имя «демократии».
Судя по всему, ливийскую компанию на будущей неделе все-таки возьмет под крыло Североатлантический альянс. Все 28 членов НАТО дали на это согласие. Это будет, по сути, техническое руководство. Политический контроль по-прежнему за коалицией. Такова позиция Франции и она, по словам Саркози, согласована и в Вашингтоне и в Лондоне.
Минувшей ночью авиация международной коалиции вновь бомбила ливийский город Сабха в центральной части Ливии. Удары были нанесены как по военным, так и гражданским объектам.
Подписывайтесь на нас в Telegram