Знаете ли вы, какие перспективы объединяют Беларусь с Италией, Бельгией и Ирландией? Ответ одновременно и прост, и сложен. Это возможность производить высококачественную льняную ткань.
Правда, наши отечественные предприятия в этой отрасли пока не преуспели. Несмотря на четыре года модернизации. Что, собственно, и стало причиной большого разговора на президентском уровне. Так какой же лён нам нужен? И сколько?
Гость из Китая из-за сложного для белорусов имени просит называть его Федей. В столичном магазине «Белорусский лён» соотечественники Феди бывают часто. К покупательскому оживлению в выходные здесь уже привыкли. Традиционно в лидерах льняных продаж – постельное бельё, полотенца, скатерти, салфетки. Постоянно растёт спрос и на одежду.
Минчанка Елена Фурсова магазин обнаружила случайно. И такая находка удивила и обрадовала ассортиментом. Сейчас обновляет гардероб внучки.
Елена Фурсова, житель г. Минска: «Радует качество детской одежды, её цена. Удивительно, что это белорусский производитель. Видите, какая модница получилась».
Покупатели-мужчины, в отличие от дам, из этого магазина в основном выходят без обновки. Мужские костюмы, да и льняные рубахи, избирательные модники отправляются искать в итальянских магазинах. Способ обработки нашего льна не позволяет пошить костюм, который будет хорошо сидеть, но всё же сложно поверить, что даже таких отечественных торговых точек с постельным бельём и скатертями сегодня могло и не быть. В 90-х годах прошлого века и даже в начале 2000-х годов производство льна в Беларуси переживало плачевные времена. Низкая урожайность, устаревшие технологии, нерентабельные производства – совсем скоро страна могла и вовсе потерять свою историческую отрасль. Сохранить и начать развивать один из главных белорусских брендов получилось благодаря настойчивости Президента. Отведённый на глобальную модернизацию срок – к 2015 году – подходит к концу. И уже время оценить результат.
Ещё несколько лет назад на этом месте было болото, а сегодня – новейшее предприятие с самым передовым европейским оборудованием. Ореховский льнозавод основан ещё в 1970 году. Новое производство построили рядом со старыми цехами. Именно здесь выращенная треста превращается в волокно. Высокопроизводительную линию мощностью более 10 тысяч тонн в год обслуживают всего восемь человек. Основную работу выполняют компьютеры и робототехника. Скорого обновления ждёт и оборудование старых цехов.
С Ореховского завода волокно везут на Оршанский льнокомбинат. Это бесспорный флагман отрасли. Именно сюда стекается фактически всё льноволокно, произведённое в Беларуси. На предприятии сегодня работают более пяти тысяч человек.
Кадры четырёхлетней давности (см. видео – прим. ред.). В марте 2010 года, посещая Оршанский комбинат, Александр Лукашенко изменил установленный маршрут и зашёл в цеха со станками позапрошлого поколения. И без того нелегкий труд – в основном, женский – тогда сопровождал постоянный шум. Дышать приходилось горячим воздухом с пылью и мелкими волокнами. Избежать лёгочных заболеваний можно было только чудом.
Это уже новое производство (см. видео – прим. ред.). На фабрике №3 модернизация завершилась. Здесь совсем другие станки. Но современные системы очистки воздуха, по данным Госконтроля, пока не установлены.
Что касается экономики, то рентабельность предприятия, наконец, положительная. Налаживаются сбыт и экспорт. За рубеж идёт до 80% продукции новой фабрики.
Однако в основном на экспорт идут ткани, а иностранцы, используя наше сырьё, получают товары с добавленной стоимостью. Поэтому выгоднее всего продавать не полуфабрикат, а уже готовые изделия. Для этого проект модернизации предполагает не только замену оборудования под выпуск качественных тканей, но и производство готовой продукции.
О том, насколько выгодно шить льняную одежду, можно судить по частным компаниям. На этом предприятии в Витебске работают именно с той самой оршанской тканью. За месяц здесь производят около 6000 изделий. За них покупатели голосуют рублём. Сейчас на складе единичные экземпляры – раскупили почти всю летнюю коллекцию. Дизайнеры уже работают над новыми моделями на следующее лето. Льняная одежда востребована и внутри страны, и за границей. Здесь используют самую передовую европейскую технологию обработки. Ту же самую, что и итальянцы, уверенные, что главное – чтобы костюмчик сидел. У частников это получается.
Анжела Круглик, директор частного предприятия (г. Витебск): «После нашей обработки брюки не превратятся в шорты, и очень приятная и удобная к телу наша одежда».
Нитки заказывают в Италии, и многие отечественные предприятия везут в Витебск свою одежду. На предпродажную обработку. Разумеется, такая одежда дороже, но таковы мировые тенденции.
Анжела Круглик, директор частного предприятия (г. Витебск): «И турки, и Китай давно работают с этой обработкой, посмотрите: их джинсы, их лён давно уже обработан, практические без обработки лён и джинсы не продаются».
Лён – особый материал. Чтобы сделать его красивым, нужны специальное оборудование и часто ручная работа. Которая тоже стоит недёшево. Поэтому маленькие частные кампании, работающие по принципу «любой каприз за ваши деньги», готовы предоставить придирчивому покупателю, а скорее даже покупательнице, изящную и тонкую одежду, часто – с вышивкой. Льняные блузки и сарафаны из Новополоцка по цене сопоставимы с итальянскими. Их белорусское происхождение можно угадать разве что по василькам на вышивке. Но и они находят покупателя (в основном за границей – в России, Польше), которому по карману эксклюзивность. Крупные государственные предприятия в модной гонке пока отстают.
Вложенные в льняную отрасль деньги должны окупаться. Модернизация второй фабрики Оршанского льнокомбината, на которую потребуется почти 70 миллионов долларов, начнётся только после ощутимой отдачи от прежних вложений.
Лён в Беларуси растят 148 сельхозорганизаций, а перерабатывают – 36 льнозаводов. 10 из них – обновлённые. В будущем именно на них делается ставка. Этой мощности достаточно и для своих потребностей, и для экспорта. В мировом производстве льноволокна Беларусь сегодня занимает второе место после Китая, но количество пока не перешло в качество. Проблемы практически на каждом этапе льноводства: не везде вовремя идёт сев и уборка, нарушаются технические требования. Это притом что новые белорусские семена могут дать, без преувеличения, ошеломительные урожаи.
По результатам сравнительных испытаний, новый сорт «блакит» показал такую же урожайность, как именитый французский сорт «дракар», но по качеству волокна белорусский лён значительно превзошёл основного конкурента.
Испытания учёные проводили совместно с французскими коллегами, которые с удивлением признали превосходство белорусских семян над лучшим европейским сортом. Однако при этом общая урожайность в Евросоюзе по-прежнему выше, хотя и прогресс белорусских льноводов очевиден. Если в начале 2000-х в Беларуси собирали не более четырёх центнеров с гектара, то за последние три года показатель около девяти центнеров, а в нынешнем году превысил 11 центнеров с гектара. Тем не менее, французы и бельгийцы собирают ещё на семь центнеров больше. Но даже этот результат не идёт ни в какое сравнение с показателями белорусских учёных.
Иван Голуб, директор Института льна Национальной академии наук Беларуси: «На новых сортах мы получили урожайность 26 центнеров с гектара. Вот этот сорт Гранд великолепный. Он практически не полегает».
Александр Лукашенко предложил учёным доказать свою квалификацию на практике. Взять кураторство над хозяйством, где лён станет главной и обязательно высокорентабельной культурой. Пока же в валовом производстве льноволокна на плановые результаты страна так и не вышла.
Промышленникам и аграриям поставлена одна общая задача – возродить былую славу культуры. Когда-то лён из Беларуси называли золотым руном. Во времена Советского Союза закрепилось другое название – северный шёлк. Теперь словосочетание «белорусский лён» должно стать самодостаточным и, без преувеличения, мировым брендом.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram