Меню россиян минимум на год было представлено в Москве. Здесь открылась крупнейшая выставка продуктов питания и напитков. Фестиваль еды впервые за долгие годы прошёл без европейцев: большинство их товаров под запретом. Сетевики сегодня искали замену иностранным деликатесам, производители, в том числе и белорусские, рассчитывают на более выгодные контракты. Ключевым вопросом в переговорах стала отмена входных бонусов, установленных крупными российскими гипермаркетами для поставщиков, желающих продавать свою продукцию.
Пряные азиатские, сладкие индийские, острые латиноамериканские – в Москве на международной выставке продуктов – ощутимая смена запахов. После (введения продуктового эмбарго) Старый свет здесь представляют лишь те счастливчики, которые производят алкоголь и фасуют кофе: единичная европейская продукция, которая осталась въездной в Россию.
На самом деле, как оказалось, спустя месяц после введения ограничений на ввоз европейских продуктов, жизнь есть и после санкций. Может, не такая разнообразная, сытная и бюджетная – всё подорожало в среднем на 5-6%, но всё-таки россиянам есть что есть. Ритейлеры говорят о том, что нашли замену практически всем запрещённым позициям. Незакрытыми оказались как раз не устрицы Белон или пармская ветчина, а такой привычный для нас, например, сыр. Статистика: 18 из 20 его видов, лежавших раньше на прилавках российских магазинов, имели европейскую «прописку».
В этом сегменте у российских логистов главная надежда на Беларусь. Качество сырья – часто на порядок выше европейского. Кроме того, наши производители одни из немногих, кто не стал спекулятивно поднимать цены. Напротив, они готовы вкладывать свои. Например, в расширение производства и перевооружение. Чтобы дать достойный контрпродуктовый ответ и поставлять на полки то, о чём раньше говорили, например, не иначе, как «è fatto in Italia».
Оптовики и частные дилеры уже увеличили объём заключаемых контрактов с белорусами в среднем в 2 раза. А вот сетевые магазины пока парадный вход открывать не готовы. Чтобы попасть на полки региональных и федеральных гипермаркетов, всем поставщикам, вопреки закону, так и выставляют счёт: от 1 до 25 миллионов российских рублей. И это за каждую товарную позицию. Платить такие деньги белорусские производители не могут.
Елена Курмаз, начальник отдела маркетинга ОАО «Бобруйский мясокомбинат»: «Существуют определённые условия, которые оговорены в контрактах с сетями, и белорусские производители сегодня не готовы оплачивать штрафные санкции, либо входные бонусы, в соответствии с этим ведутся переговоры и я думаю, что мы договоримся».
На белорусскую сторону в этом переговорном процессе встала даже и российская Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров. Они предлагают сетевикам зарабатывать не на продаже полок, а на объёмах продаваемой продукции. Наибольший эффект отмена бонусов может оказать на поставщиков молочной продукции. Объем её экспорта из Беларуси в Россию уже в прошлом году превысил два миллиарда долларов. Но пока удалось договориться только об «особых условиях» для товаров с небольшим сроком годности.
Дмитрий Востриков, директор по развитию Ассоциации «Руспродсоюз»: «У нас есть категория продукции, например, это “ультра фрэш”, по которым есть либо минимальные маркетинговые платежи, либо они и вовсе отсутствуют. По этим группам, я думаю, белорусским поставщикам предоставят аналогичные условия».
По оценкам экономистов, чтобы выстроить новые торговые связи, россиянам понадобится в целом около двух месяцев. Такой срок ритейлерам отвело и правительство: чтобы обновить полки и заключить новые контракты. После этого обещаны проверки и штрафы за недобор в ассортименте для так называемой типовой продуктовой корзины. И без Беларуси её вряд ли заполнят. А значит, у вопроса отмены бонусов всё ещё есть перспектива.
Подписывайтесь на нас в Telegram