Участники минского саммита покинули Беларусь. Последним улетал Нурсултан Назарбаев, которого Александр Лукашенко лично провожал в аэропорту. И здесь тоже продолжили обсуждение итогов. Переговоры были непростыми, – признают участники процесса. И всё же главное, чего удалось достичь – стороны наметили план дальнейшего движения к миру и взаимопониманию. И встреча в Минске стала в этом процессе отправной точкой.
Минск вернулся к привычному ритму жизни. Все улицы открыты для движения, родители с детьми спешат докупить недостающие товары к школе, а иностранные журналисты – запечатлеть виды белорусской столицы, в которой всего сутки назад президенты стран Таможенной «тройки», Украины и представители Евросоюза впервые . Завершились они далеко за полночь, многие участники саммита этой же ночью вернулись домой, за исключением Президента Казахстана.
Сегодня утром в загородной резиденции в Заславле Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев в неформальной обстановке , в том числе двусторонние отношения. В аэропорт Нурсултана Назарбаева Александр Лукашенко провожал лично. И тему минских переговоров, прошедших накануне, здесь тоже обсуждали довольно продолжительно.
Главный итог минского саммита – он стал началом долгого и непростого пути поиска оптимальных решений как выхода Украины из кризиса, так и экономических последствий для Таможенного союза в связи с подписанием Киевом соглашения об ассоциации с ЕС. Благодаря переговорам разработана своеобразная дорожная карта. По ней Минск станет регулярной площадкой для встреч контактной группы ОБСЕ – Украина – Россия. Предложение Президента Украины поддержали все участники встречи, и группа соберётся в короткие сроки. Уже к 12 сентября она должна выработать предложения, чтобы снять беспокойство по торговле стран Таможенного союза с Украиной. А вот обсуждение проблем в самой Украине продолжится в формате нынешней минской встречи. Это предложение Президента Казахстана также поддержали на переговорах.
Александр Лукашенко отметил, что именно Украина после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС инициировала проведение переговоров с лидерами таможенной «тройки». А Беларусь любезно согласилась стать площадкой для диалога. Тем более, что такой вариант места встречи не только устроил всех участников переговорного процесса, но и дал надежду на принятие решений, которые бы устроили всех.
В то время, когда Москва, Киев и Брюссель готовили свои аргументы и предложения, журналисты и политологи прощупывали почву в Минске. В качестве посредника в урегулировании межгосударственных вопросов Беларусь выступает не впервые. Так что опыт есть. И в очередной раз наша страна продемонстрировала свои добрососедские отношения и заинтересованность в их укреплении.
Алексей Мацевило, политический обозреватель: «Согласие всех сторон на встречу в Минске говорит о том, что оправдала себя выверенная и последовательная позиция белорусской стороны в отношении украинского кризиса: не становиться в нём стороной конфликта, а всячески способствовать улаживанию возникших противоречий».
А политолог Денис Мельянцев и вовсе называет минский саммит триумфом белорусской дипломатии.
Денис Мельянцев, политолог: «Беларусь становится посредником в урегулировании спора глобального масштаба и повышает свой статус в качестве международного игрока. Теперь для США и ЕС разговаривать с Минском таким тоном, как раньше, будет не с руки».
Алексей Пушков, председатель комитета по международным делам Госдумы России: «Встреча в Минске президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко сместила плоскость отношений между Москвой и Киевом в переговорную сторону, и в этом её основное значение».
Своим мнением поделились и дипломаты, которые готовили эту встречу.
Переговоры в Минске продолжались весь день. У лидеров стран и еврокомиссаров была возможность пообщаться как в расширенном составе, так и в формате один на один. Вот и Кэтрин Эштон, неоднозначно настроенная к Беларуси, вполне откровенно призналась, что надеется, что Минск станет определяющей точкой в разрешении конфликта и восстановления мира в Украине. И возможность переговоров нельзя упустить. Чем и воспользовались Порошенко и Путин, изрядно пощекотав нервы журналистам. Ведь встреча по сути главных ньюсмейкеров, то анонсировалась, то отменялась. Но в итоге все же состоялась, правда, два часа за закрытыми дверями.
Впервые Владимир Путин и Пётр Порошенко пообщались в начале июня во Франции, где участвовали в праздновании 70-летней годовщины высадки союзников в Нормандии. Тогда главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке Украины. Правда, в Минске Владимир Путин, во всяком случае публично, сместил акценты на защиту прежде всего торгово-экономических интересов России и Таможенного союза.
Пётр Порошенко призывал к принятию мер по скорейшему выходу из кризисной ситуации на юго-востоке, в общем-то за «миром» он и ехал в Минск.
По словам Александр Лукашенко, сам факт переговоров с участием президентов России и Украины «уже дорогого стоит». И если в этом будет необходимость, Беларусь готова принять последующие раунды. Тем более, – как согласились все участники саммита, – несмотря на сложную ситуацию, процесс, начало которому положено в Минске, может вывести на мирное разрешение конфликта.
Подписывайтесь на нас в Telegram