В столице проложили новые рельсы для конки. Уже ретровиду транспорта – предшественнику привычного нам трамвая – будет посвящена отдельная экспозиция Музея истории города.
Здесь установят объёмный макет экипажа, который в начале ХХ века в Беларуси катил из точки «А» в точку «Б» минчан, а также могилевчан.
Есть адрес, вывеска. И логотип притягивает. Вроде, стучите туристы в двери депо. Но в ответ тишина. Пока. За фасадом конца XIX века идёт движение по экспозиции. Вскоре это пространство станет первым в мире музеем конки. Вспомним строки цикла «Места» Богдановича: «коні мчацца, трамваі трывожна звіняць…».
Лидия Маркович, научный сотрудник Музея истории города Минска: «Так, как когда-то они и выкладывались. Ширина колеи была метр, по которой проезжала конка. Будут колёса на ребордах. То есть которые должны были обхватывать именно рельсу, чтобы вагон не сходил вдруг. Потому что известно и о травмах, ДТП Минска того времени. Водитель не справился с управлением, и лошадь въехала прямо в ресторан. Это место, где сейчас стоит ГУМ».
Из-за таких несчастных случаев жители нарекли конку «костеломкой». Однако популярность её была куда выше, начиная с 1892 года. Минск стал четвёртым пунктом империи (после Петербурга, Москвы и Казани) с конно-железной городской дорогой. Секунды первой кинохроники столицы покажут на стене интерактивного музея.
Лидия Маркович, научный сотрудник Музея истории города Минска: «Встречать пассажиров у вагона будут кондуктор и управляющий. А внутри будет ждать тоже сюрприз. Там будет сидеть пассажирка Минска той эпохи. Барышня в соответствующем платье».
Среди экспонатов уже три фрагмента родных рельсов конки. Сделанный в Брянске, в 1878 году, подарил житель города. А тот, что с клеймом «Демидов» нашли при раскопках столицы. Экстерьером экспозиции станет минская улица «века железа и пара»: с кондитерскими, фотоателье, почтой.
Крутые спуски да подъёмы, как здесь (в районе площади Свободы), были испытанием для конки. Приходилось впрягать третью лошадь. А то и вовсе просить пассажиров «выйти». Мол, вагон будет ждать вас вверху. Постоянные остановки появились в городе ровно 110 лет назад. До того – по требованию.
За проезд брали 6 копеек. К примеру, такса частных извозчиков доходила до 55. Их транспорт сегодня припаркован за углом от конки. Подкова – эмблема нового музея карет. Здесь вы узнаете, чем павозка «ландо» отличалась от «берлина»? Побываете в первой минской мастерской по выпуску экипажей. Увидите через колесо археологические свидетельства развития гужевого транспорта столицы.
Галина Ладисова, директор Музея истории города Минска: «С одной стороны, может быть, и интересно, если эта экспозиция по истории Минска была бы в каком-то одном здании. Но, с другой стороны, ведь очень важно, когда музеефицируется какой-то отдельный памятник».
Прогуляемся по центру Минска, губернского. Поможет в этом 3D-проекция «Поры года». Экспозицию наполняют звуки бубенцов. Современные технологии предлагают составить персональный маршрут в историю.
Подписывайтесь на нас в Telegram