Общенациональное телевидение

Горячий август

Читать на сайте ont.by

Уходящая неделя – и это неудивительно в такую жару – прошла под знаком повышенных противопожарных мер. В стране объявлен максимальный, пятый уровень опасности.

Специальное совещание на эту тему с министрами лесного и сельского хозяйства, главой МЧС, а также руководителями силовых ведомств провёл Президент. Губернаторы областей участвовали в совещании посредством видеосвязи.

Впрочем, в жарких обсуждениях прошёл и другой разговор – когда Президенту представили проект изменений в уголовное законодательство.

Что такое «деловой риск», очевидно, знает руководитель любого предприятия. Впрочем, формула «инициатива наказуема» имеет практическое воплощение и не всегда ироничное.

Распространённая ситуация: директор получил два коммерческих предложения: первое позволит загрузить мощности наполовину, второе — полностью. Руководитель выбрал для предприятия второй – более выгодный контракт. Но партнёры подвели, поставка сорвана. Предприятию причинён ущерб. И это вполне может рассматриваться как экономическое преступление.

Разумеется, такое положение дел сковывает инициативу управленцев, над которыми при принятии решений дамокловым мечом висит угрожающая формулировка «превышение должностных полномочий». Законодательное закрепление понятия «деловой риск» позволит оценить ситуацию без криминала.

Александр Конюк, генеральный прокурор Беларуси: «Лицо может быть освобождено от ответственности, если рискованные действия были совершены в интересах службы и для получения более высокого результата, где без риска не обойтись».

Это лишь одно из представленных Президенту предложений по изменению уголовного и уголовно-административного законодательства.

Поправки Александр Лукашенко поручил разработать год назад. И вот ключевые предложения: отдельные виды правонарушений, такие как недобросовестная охрана имущества, подделка проездных документов, самоуправство, будут декриминализированы, то есть не будут считаться уголовным преступлением. По отношению к другим нарушениям закон, наоборот, станет суровее. Речь о коррупции, где, среди прочих пунктов ответственности, в несколько раз вырастут штрафы: максимальный вырастет до 5 тысяч базовых величин, или до 750 миллионов рублей.

Самой резонансной и обсуждаемой темой совещания стало предложение по внедрению «досудебного соглашения о сотрудничестве». Документ подписывают прокурор и обвиняемый, которому для смягчения приговора необходимо признать свою вину, возместить ущерб и помочь следствию, то есть предоставить информацию о соучастниках и дать показания о других преступлениях, если, конечно, они имели место.

Такая практика, её ещё называют «сделкой с правосудием», используется во многих странах мира. В США, к примеру, более 90% дел рассматриваются в упрощённом порядке – благодаря именно сделкам с признанием вины. Тем самым юстиция экономит время и средства при расследовании. В России такая норма применяется уже пять лет и, как отметили специалисты, способствует раскрытию особо тяжких преступлений.

По словам генерального прокурора, в Беларуси такую меру не собираются делать массовой. Досудебное соглашение должно помочь в расследовании заказных убийств (ведь изобличив исполнителя, можно выйти на заказчика), а также преступлений в сфере оборота наркотиков (распространитель может выдать поставщиков, а те в свою очередь – хозяев преступного бизнеса).

Валентин Сукало, председатель Верховного суда Беларуси: «По сути, мы давно работаем на этих соглашениях. Все преступные группировки, которые были в нашей стране, ликвидированы с помощью членов банд, которые начали сотрудничать и которые выдали остальных и все эпизоды. Это было не нормативно, на обещании. Теперь то, что применяем, вводим в нормативную базу».

В дни, когда объявлен «оранжевый» уровень пожарной опасности, а местами и наивысший, красный, как никогда много работы у спасателей. Всё ли сделано, чтобы не допустить разгула огненной стихии в жару? Таков был один из главных вопросов президентской недели.

Владимир Ващенко, министр по чрезвычайным ситуациям Беларуси: «Сложной ситуации нет. Мониторинг ведётся. Мы оперативно ликвидируем все возникающие пожары. Я могу со всей ответственностью заявить, что все подразделения переведены на усиленный вариант несения службы. Мы постоянно отслеживаем ситуацию – как с воздуха, так и другими способами».

Уровень квалификации спасателей отражает статистика – крупных пожаров пока удаётся избежать. В том числе благодаря тому, что 80% очагов удаётся ликвидировать в течение получаса. В горячую пору важно сохранить леса, держать их, что называется, под замком: посещение лесных массивов сейчас запрещено повсеместно, серьёзные штрафы предусмотрены за костры под кронами деревьев.

Игорь Шуневич, министр внутренних дел Беларуси: «Сотрудники органов внутренних дел получили указание на изъятие из лесного фонда всех, кто не связан с защитой леса. Надо не уговаривать людей, мол, не надо ходить в лес, надо физически их оттуда удалять».

Владимир Цалко, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси: «Жара большая, и люди лезут куда попало. Сегодня плохо организованы места отдыха. Машины, дети, мойка, костры…»

О том, что последовало за требованием Президента, тут же рассказала пресса. Причём в красках. В частности, зоны отдыха у Минского моря наводнили сотрудники ГАИ, наводя порядок с парковками автомобилей отдыхающих. Многочисленные комиссии занялись проверкой торговых объектов. На следующий день Александр Лукашенко проверил, как исполняется его поручение.

Не остался без внимания аграрный сектор. Министру сельского хозяйства и продовольствия поручено обеспечить сохранность овощных культур, для которых, в отличие от зерновых, жара губительна; восстановить поголовье свиней и обеспечить защиту животноводческих комплексов от всевозможных инфекций, включая африканскую чуму; а также не отставать от графика уборочной кампании, которая практически везде, за исключением Витебской области, завершится к концу этой недели.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by