Эксперты не сомневаются, что в ближайшее время именно экономика будет диктовать условия для политиков, и не только украинских. Говорил об этом на этой неделе и Президент на встрече с белорусскими послами.
Сегодня Беларусь имеет дипломатические представительства в 106 странах мира. По мнению Александра Лукашенко, приоритетом работы посольств за рубежом должно стать укрепление имиджа страны.
Таким было вручение верительных грамот – ни слова о политике. Удел всех дипломатов – говорить полчаса ни о чём и при этом произвести благоприятное впечатление. Его карьера развивалась стремительно – в 29 лет нынешний глава Парка высоких технологий уже был первым заместителем министра иностранных дел, а в 30 – отправился послом в США. Учиться дипломатическим тонкостям, вспоминает Валерий Цепкало, в Вашингтоне приходилось на ходу.
Валерий Цепкало, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США и Мексике по совместительству (1997-2002 гг.): «Беларусь для США была «терра инкогнита», и задачей посла было донести, что есть такая страна – Беларусь».
Именно в США, Германии и Польше Беларусь открыла свои первые посольства. СССР распался, а новообразовавшиеся страны на его просторах ещё не имели приличного политического веса. Казалось, ну что может сделать молодой дипломат из Гродно, у которого за плечами лишь учёба в МГИМО да год работы советником посольства в Хельсинки! На решение глобальных политических вопросов Беларусь не замахивалась – поднять бы экономику да поучиться. Получилось – белорусскую сталь, мебель и стекловолокно начали покупать за океаном. Идея Силиконовой долины успешно реализована в виде Парка высоких технологий.
Серж Миллиан, финансовый эксперт (США): «Если вы спросите меня, кто должен проявлять инициативу в развитии отношений между нашими странами, я отвечу так – это двусторонняя улица. Одна сторона без помощи другой мало что может сделать. Это как в футболе – чтобы был результат, должна играть вся команда. И игра должна быть честной».
Эксперт с Уолл-Стрит Серж Миллиан верит в партнёрство и в цифры. Вот, показывает, здесь в отношениях Беларуси и США было охлаждение, но даже в этот период мы торговали друг с другом на 700 миллионов долларов в год. Это очень серьёзно – для экономики небольшой страны. Но впереди маячит новая цель – миллиард. И даже выше. Кто же должен обеспечить результат?
О том, что Министерство иностранных дел Беларуси должно стать своеобразным Министерством внешней торговли, Президент говорил ещё два года назад, когда назначал Владимира Макея руководителем внешнеполитического ведомства. Тогда перед дипкорпусом была поставлена чёткая задача – наращивать экспорт любыми способами.
Два года спустя. И в минувший четверг для послов пришло время отчитаться о работе. К слову, за час до встречи с Президентом во Дворце Независимости дипломаты были настроены оптимистично, а в интервью журналистам буквально сыпали цифрами с приставками «положительное сальдо» и «рост экспорта».
Евгений Шестаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Италии и Мальте (по совместительству): «Товарооборот в 2009 году составил менее 900 миллионов долларов, в 2013 году – более двух миллиардов. Экспорт вырос в пять раз…»
Валерий Садохо, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Социалистической Республике Вьетнам: «Уже заключён контракт на сборку 900 автомобилей МАЗ, будет контракт на поставку низкопольных автобусов, к концу года – новый контракт по сборке автобусов во Вьетнаме».
По сути, задачи для послов остались прежними – упор в своей работе делать на экономику. А сами дипломаты должны стать связующими звеньями и проводниками для бизнес-кругов. Беларусь, по словам Президента, должна ассоциироваться у иностранцев с доброжелательной страной, в которой существует привлекательный инвестиционный климат и приветствуется чёткое исполнение обязательств.
В Министерстве иностранных дел уже введена практика персональной ответственности. В этом году за послами закреплены 34 крупных инвестпроекта на общую сумму в 4 миллиарда долларов. Но без политики дипломатия тоже невозможна и на этом фронте, преимущественно Западном, повеяло переменами. Польша, США – отношения с этими странами ещё недавно выстраивались непросто, но сегодня, признаёт руководство МИДа, наметилось заметное потепление.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «В конструктивное русло перешло отношение с США и ЕС. ЕС начал напрямую вести переговоры с властью».
Но не обходится в дипломатической работе и без трудностей. В том числе и «трудностей перевода». Глава МИД говорит прямо: в торговых представительствах за рубежом (а через них проходит 30% экспорта) зачастую работают люди, не владеющие, как это парадоксально бы ни выглядело, иностранным языком.
В коридорах факультета международных отношений БГУ, а только здесь в стране целенаправленно готовят дипломатические кадры, пустынно. Студенты на каникулах, успешных абитуриентов зачислили на 1 курс. Людмила Хухлындина, которая здесь читает курс «История международных отношений» и в своё время фактически создавала факультет, просто не понимает – как это: дипломат не владеет иностранным языком. Вот качества, которые по её мнению должны быть у любого работника посольства или консульства.
Людмила Хухлындина, начальник главного управления учебной и научно-методической работы БГУ: «Глубокие знания иностранных языков! Ещё – понимание процессов международного развития, умение анализировать и прогнозировать. И ещё – он должен знать проблемы экономики…»
А ещё выдержка, умение говорить и слушать. Портфель навыков дипломата достаточно весом. И он серьёзно увеличился за последние двадцать пять лет. Это в советское время дипработник был политически грамотен и занимался именно политикой, иногда культурой и гуманитарными контактами. Теперь всё иначе. В таких новых условиях в БГУ внесли существенные изменения в учебные планы. Здесь даже появился новый термин – «экономическая дипломатия».
Ещё один парадокс – в белорусских диппредставительствах за рубежом подавляющее большинство именно мужчины. А на факультете учится больше девушек, чем парней, однако здесь уверяют – дипломатия на каблуках не теряется. Толковые специалисты в отделах внешней торговли на предприятиях и ведомствах всегда нужны.
МИД. Именно отсюда, из главного внешнеполитического ведомства Беларуси, уходят депеши в ту или иную страну мира (а мы поддерживаем отношения со 173 государствами). Здесь мы принимаем высоких гостей, отсюда получают назначения будущие послы, консулы и атташе. Здание с историей – любопытно, что раньше белорусский МИД располагался сразу в трёх точках города – неудобно. Но двадцать лет назад сделали довольно современную пристройку – стеклянную. Классика и модерн – и всё ведомство смогло воссоединиться вместе.
Сейчас у Беларуси свои представительства в 106 странах. В этом году открываются новые посольства на австралийской и пакистанской земле, а в Милане начнёт работу Генеральное консульство. На политической карте мира практически не осталось белых пятен, где нет белорусского дипломатического присутствия. Где пока нет посольства, выручают соседи по СНГ. Да и сами послы работают по совместительству. Например, Павел Латушко отправлялся послом во Францию, а сегодня отвечает ещё и за Испанию с Португалией.
Павел Латушко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции, Испании и Португалии (по совместительству): «У нас новая стратегия активизации контактов с французскими регионами. Это очень важно, потому что каждый французский регион – очень самодостаточный. Как, например, в России».
Россия, кстати, является лидером по числу белорусских представительств. Кроме посольства в Москве, здесь ещё работают 11 отделений в разных городах, от Балтики до Тихого океана. Профессор Международной академии информационных технологий и член Общественной палаты России Владимир Шугля с Беларусью на дипломатической ниве сотрудничает уже пять лет. Причём на добровольных началах, то есть за свою работу почётный консул в Тюмени зарплату не получает.
Толк и в самом деле есть. За последние пять лет товарооборот с сибиряками увеличился в два с половиной раза, создаются совместные предприятия, а в сентябре, в одном из лучших центров России – Пышминской долине, состоится крупное событие. На площадке в 300 гектаров откроется форум с презентацией сельскохозяйственной техники – и белорусского в Тюмени станет ещё больше.
Владимир Шугля, почётный консул Беларуси в Тюменской области (Россия): «Это не предел, есть ещё резервы, но нужна система и кадры. Толковые, творчески мыслящие. Народная дипломатия – это серьёзный резерв».
И всё-таки будущее за дипломатами-профессионалами. На другом конце Европы, в Великобритании, белорусское посольство внедряет новую стратегию работы. Ставка сделана на поиск и привлечение инвестиций. Как-никак Лондон – признанный мировой финансовый центр.
Виталий Шумский, советник Посольства Республики Беларусь в Великобритании и Северной Ирландии: «У нас уже есть опыт проведения инвестиционных форумов, и в конце этого года мы планируем провести очередной в Лондоне. Приедут на форум руководители Банка развития, министр экономики, а также директор Национального агентства инвестиций и приватизации».
И это в довесок к приличному товарообороту между странами в 1 миллиард 700 миллионов долларов. В Беларуси работают 287 совместных и иностранных предприятий с британским капиталом. Сферы интересов – строительство, машиностроение, производство товаров народного потребления. С начала года Великобритания занимает третью позицию по объёму белорусского экспорта после России и Украины. Ещё один яркий пример – Германия. Страна, которая после неоднозначного ХХ века в своей истории смогла вернуть себе расположение славян. Сегодня немецкие и белорусские земли наращивают оборот и привлекают всё больше инвестиций.
Дует в сторону Минска благоприятный ветер и с латвийских берегов. Здесь сотрудничество разделили на три направления: внешняя торговля, инвестиции и транзит.
Армандс Крузе, глава Департамента стратегического развития Рижской думы: «У нас наступила эра Беларуси. Наша цель – вернуться к тем хорошим экономическим отношениям между Латвией и Беларусью, какие были в конце 90-х годов. Мы сейчас очень чувствуем открытость Республики Беларусь и желание латвийского бизнеса с вами сотрудничать».
Такие положительные результаты, несомненно, должны быть на всех континентах. Будь то неизвестная Африка – к примеру, в Нигерии посольство открылось два с половиной года назад, но результаты работы очень неплохи. Или яркая Бразилия, где за пять лет работы дипломатического представительства общий товарооборот перешагнул отметку в 5 миллиардов долларов. Главная задача – сохранить имидж страны, которая держит слово.
Валерий Цепкало, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США и Мексике по совместительству (1997-2002 гг.): «Я был удивлён, что зубная щётка из Швеции в семь раз дороже, чем из Китая. Объясняется это тем, что Швеция – высокотехнологичная страна. Задача для нас – создать имидж Беларуси как технологической страны, и он будет распространяться на все области народного хозяйства».
Перед тем, как вернуться к своим местам дипслужбы, дипломаты посетили предприятия-экспортёры. Чтобы взять контакты, каталог или, если понадобится, образец продукции. А потом под маркой «Сделано в Беларуси» предложить в самых отдалённых уголках планеты. Но главное – наладить отношения с руководством.
Ещё один важный вектор – выстраивание стратегических отношений со странами-партнёрами. Экономика, торговля и дипломатия, отметил Александр Лукашенко, должны стать словами-синонимами, а разговор проходить в русле «это выгодно и вам, и нам». Ведь там, где заканчивается дипломатия, начинается война.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram