Идею создания в Минске арт-центр по аналогии с Берлином, Амстердамом и Веной поддержал Президент.
Новый комплекс объединит разрозненные корпуса Национального художественного. Объявлено о начале масштабной реконструкции. Одному из крупнейших музеев страны нынешней осенью – 75! Собрано свыше 30 тысяч экспонатов. Но лишь 6% постоянно доступны публике.
Что видим изо дня в день – это только фасад. Музей же наяву – 5 зданий. 4 из которых (то есть, 80%) устарели. И морально, и физически. К примеру, гуляя между Старым и Новым корпусом вы легко почувствуете, как изменяется климат. Образно говоря: субтропические для «Неравного брака» +25 возле бронзового Вольтера становятся умеренными 20-ю. Ни градусом выше – стандарт для Лувра, Прадо.
Александр Яцко, заместитель министра культуры Беларуси: «Есть всё для того, чтобы этот проект реализовался в нормативные сроки. И достаточно оперативно. Есть соответствующее поручение Главы государства, есть разработанная на основе его поручений проектная документация. Определён срок строительства этого объекта – 4 года. То есть мы начинаем в этом году строительство и благополучно в 18 его завершаем».
Чтобы макет стал былью, по госинвестпрограмме выделены Br46 млрд. Это лишь на второе полугодие 2014. О стоимости всей реставрации с реконструкцией чиновники пока умалчивают. Первым в лесах окажется недавнее приобретение музея. Некогда общежитие БГУ – будущий дом Слуцких поясов, соломенных Царских врат, других декоративных шедевров.
Обычно, мы проходим мимо. Не догадываясь, что это тоже музей. Впрочем, с 50-х годов «сталинка» на Кирова, 25 числилась жилой. В конце 20 века трёхметровые своды наполнили отнюдь не домашние беседы о барбизонцах, кракелюрах, номерах «КП».
Из корпуса, кстати, памятника архитектуры ещё XIX столетия, ушли научные сотрудники, реставраторы, хранители коллекций. Их в музее 20. После того, как «зона» станет безопасной, сюда переместят депозитарий, а также библиотеку и архив Национального художественного. Но главное: в финале всей пьесы столица обретёт объект достойный центра Европы.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Мы пачынаем, нарэшце, ажыццяўляць тое, аб чым марылі некалькі пакаленняў музейных супрацоўнікаў. Будзе магчымасць не закрываць пастаянныя экспазіцыі і на іх месцы рабіць выставачныя міжнародныя праэкты, як гэта было з музеям Вікторыі і Альберта. Як гэта будзе, дарэчы, у верасні з Дзяржаўным Эрмітажам».
Итак, японским гравюрам с берегов Невы уступит место мраморная «Юнона», заказанная Петром I для своего Летнего сада. Это самый дорогой мрамор в нашем собрании. А что поделаешь? Ведь сейчас площадь залов едва превышает три тысячи квадратных метров. Против почти семи тысяч «музейного кольца». Вести работы будут поэтапно. То есть сходить в музей ничто не помешают.
Подписывайтесь на нас в Telegram