Ту войну называли «Великой»: артефакты Первой мировой пересекли Балтику и прибыли в Беларусь. «Вещи между жизнью и смертью» – совместный проект Национального исторического и стокгольмского Музея армии. Что интересно: в международном конфликте 1914-18 годов Швеция де-юре не участвовала. Как, впрочем, и во Второй мировой войне. Тогда логический вопрос: откуда в нейтральном королевстве одна из крупнейших окопных коллекций?
Если взять солдата, да вверх ногами… Аккурат увидим то, что сегодня в витринах. Их, кстати, 66! Так что же скрывали век назад карманы галифе? Например, рядового-француза. Это дошедшее до нас устройство «ложка-вилка-нож». 1308 на выставке – точная цифра вещей «потерянного поколения», как говорили на Западе о молодых людях, которые воевали между 1914 и 1918 годами.
Олег Рыжков, директор Национального исторического музея Беларуси: «Причём это и Первая война, и Вторая мировая – они актуальны в этом году для Беларуси как никогда. Проект перемещается на двух фурах. То есть он очень масштабный. И когда мы начинали вести переговоры, хотели его сократить».
Оказалось, нельзя просто взять и исключить, допустим, тарелку с монограммой «W» (Вильгельм II, в 1914 – германский император. А ещё родня наших Радзивиллов). Десятилетиями целостную коллекцию собирал швед по фамилии Ленскуг. Он-то и передал «личные трофеи» стокгольмскому Музею армии. Сделав тем самым его фонды одними из самых полных в масштабах Европы. Притом, что Швеция весь XX век сохраняла нейтралитет.
Плакатный призыв Первой мировой: «вши и грязь страшнее пули». Особенно об этом помнили британские солдаты. Даже в окопах они оставались истинными джентльменами. Это (см. видео – прим. ред.) не что иное, как расчёска и щётка для усов.
Похожая была и в рюкзаке бойца Эрнеста Хемингуэя. «Старик Хэм» посвятит окопному быту немало страниц своей книги «Прощай, оружие!». На выставке, к слову, маузеров и «Максимов» вам не найти. Центр экспозиции отдан причудливой композиции из фляг разных народов. Свыше полутора миллиарда человек, 38 стран – это был настоящий «мировой пожар».
Татьяна Миронович, куратор выставки «Рэчы паміж жыццём і смерцю»: «Нажаль на нашай выставе практычна ўсе рэчы ананімныя. Але зараз мы знаходзімся ля вітрыны Джона А. Томпсана. Гэта быў брытанскі ваенны доктар, які працаваў пад час Першай сусветнай вайны. Ён яшчэ ў 1914 годзе юнаком, лейтэнантам уступіў на фронт. Тут мы бачым імянны яго медальён-браслет. Невялікі партатыўны палявы сакваяж з асабістымі рэчамі: гэта посуд, гарэлка для прыгатавання ежы».
Этот плакат с хрестоматийным дядей Сэмом служил и в Первую, и во Вторую мировые войны. Буквальный перевод: «Я хочу видеть тебя…». И, наконец, подлинный образец пропаганды в Минске.
До того выставку оценили Осло, Брюссель, Варшава. А в Швеции её отметили Золотой премией как самую эстетическую. Даже мыло здесь не потеряло запах.
Подписывайтесь на нас в Telegram